Рубрика «Школьный возраст»

Застенчивый ребёнок. Посоветуйте, как себя вести?

В коррекции поведения редко бывает простое решение. Обычно необходима консультация, допрос с пристрастием, для выяснения причин.

Ребёнок боится выходить к доске – это просто внешний симптом. А что за этим скрывается? Отсутствие навыка публичных выступлений? В садик не ходил, стихи на утреннике не читал? Был негативный опыт, после чего появился страх? Это страх ошибки? Ожидание, что учитель будет ругаться? Ожидание, что одноклассники будут смеяться? Или это наличие комплекса по поводу внешности?

Как ребёнок реагирует на критику? Как реагирует на проигрыш?

Также имеет значение, начался симптом после какого-то события, появляется ли он только в одном месте или ребёнок всегда проявлял себя подобным образом.

Если такое поведение было и раньше, то была ли какая-то положительная динамика? А если была, то после чего? Что помогало ранее?

Боится выходить, но всё-таки выходит? Отвечает, но голос тихий и движения скованные? Или замирает на месте, и «как будто язык проглотил»? А может начинает плакать и отказывается идти в школу?

Легко ли ребёнок шёл на контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми в возрасте трёх лет? А в пять?

Какими родители были в детстве? Кто-то из родителей испытывал подобные сложности?

В зависимости от ответов вырисовывается картина. То ли это реакция на стресс. То ли это такая натура у ребёнка. То ли нужно менять среду, то ли помочь ребёнку адаптироваться. То ли активно формировать коммуникативные навыки, то ли работать над самооценкой. То ли вызывать каждый день к доске, то ли пока отстать, предложив учителю обойтись без вызова к доске.

И это касается любого симптома. В большинстве случаев необходима консультация, а не совет.

Как Ленивая мама собирает ребёнка в школу

Почти никак.
Одежду предпочитает покупать весной слегка на вырост. Неспешно, без стресса, со скидкой. Брюки подшить. В конце учебного года постирать. В августе достать, после примерки решить, пришла ли пора удлинить брюки. В течение года можно будет что-то докупить при необходимости.

Ранец. Купить сразу дорогой, неубиваемый, чтобы лет пять носить и не тратить время на поиски замены. Когда он морально устареет, быть готовым купить новый в середине учебного года, случайно увидев в торговом центре подходящий вариант.

Канцтовары. Большинство осталось с прошлого года. Изрядно поюзанное, но пригодное, не потерявшее своих эксплуатационных свойств. Если что-то понадобится, то зайти и купить в ближайшем магазине по пути из школы тогда, когда понадобилось. Это моей маме, чтобы собрать ребёнка в школу, нужно было всё лето где-то что-то доставать, стоять в очередях, заказывать дефицитный товар знакомым, уезжающим в командировку в Москву или Ленинград. Сейчас нет дефицита.

Начиная с пятого класса процесс покупки канцтоваров упрощается до операции перевода денег на карту ребёнка. Сам идёт в магазин, выбирает, оплачивает.

Начиная с 9 класса этот сценарий потихоньку распространяется на одежду. Мне скидывается фото из примерочной для одобрения. Бывает, говорю: «Это точно нет». Или так: «Ну, такое. Сам решай, тебе носить»

Этот вариант мне нравится больше, чем провести два выходных дня августа перемещаясь от магазина к магазину, приобретая к 1 сентября всё новое, от формы до ластика, ужасаясь суммарной величине потраченных денег, нервов, времени. В эту игру я тоже играла в самом начале становления субличности «мама школьника». Сейчас предпочитаю другую.

Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета

Как же с ними сложно!! С подростками…

И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится цена его и родительских ошибок.

  • Как не промахнуться, выбирая: запретить или разрешить?
  • Как не стать врагом, запрещая вредное?
  • Как быть другом, не теряя родительского авторитета?
  • Как уберечь от опасностей?
  • Как помочь раскрыться талантам?
  • Как вообще с ними разговаривать?!

Читать далее

О страхе, доверии и личном пространстве

На этой неделе родителей-пользователей Рунета всполошила статья про «группы смерти» — сообщества в соцсетях, где призывают подростков совершать самоубийства. Ответной реакцией пошла волна статей, где призывают усилить контроль, мол «лучший способ уберечь ребенка — тотальная слежка» Намеренно не буду давать ссылку на статью, в которой даются советы: «родители должны знать все логины и все пароли от всех ресурсов, на которых их ребенок тусуется. И раз в два-три дня туда заходить и смотреть, в каких группах он состоит, с кем и о чем переписывается. Только так можно понять, чем ребенок живет» Читать далее

О расстановке приоритетов

Днем интенсивно тающий снег образует лужицы, заполняющие все неровности асфальта. А за ночь они покрываются тонким слоем льда, который восхитительно скрипит и хрустко крошится, если на него наступить. Мы идем в школу. Мой первоклашка собирает по пути все лужи, подернутые льдом. А я его тороплю: «Сань, давай быстрее! На обратном пути погуляешь по лужам!»
Санька невозмутимо парирует: «На обратном пути лед уже растает» Читать далее

Осторожно! Псевдопсихология в школе

Родительское собрание. Оказывается, в класс приходил психолог, проводил какие-то тесты. Какие тесты? Почему без уведомления родителей? Я точно знаю, что на проведение психологических исследований должны брать письменное согласие родителей, и точно помню, что не подписывала никакого разрешения. Результаты психолог передал классному руководителю, что тоже является нарушением. Информация конфиденциальная, нельзя без разрешения родителя знакомить с результатами третьих лиц. Не факт, что родитель захочет знакомить с полученными результатами учителя. Читать далее

Иллюзия родительского всемогущества

— Аня, вот что ты делаешь? Зачем так осложняешь жизнь своему ребенку? – говорит мне моя психологическая часть. 

— Что сложного в том, чтобы надеть шапку? – огрызается субличность, которая Мама и которая сама подустала от каждодневного «Ну и что, что апрель! Всего три градуса тепла! Надень шапку!»  Читать далее

1 2 3 4
Вверх