Рубрика «Развитие ребенка»

Мальчикам – куклы. Девочкам – машинки

Надо ли нервничать, если ребёнок тянется к «не тем» игрушкам? Например, девочка играет машинками, а мальчик куклами?

Дети воспроизводят в играх то, что они видят вокруг себя. Подражают взрослым. Подражают другим детям.

Если мамы водят автомобили, почему девочки не могут играть машинками? И перевозить песок в кузове грузовичка тоже может быть интересно. В чём принципиальная разница: насыпать песок в ведёрко или в кузов?

Молоточком гвоздики заколачивать тоже может быть интересно и развивающе. Координацию движений развивает. Я не призываю вручать девочкам молоток. Но если девочке интересно попробовать, то запрещать, пожалуй, не стоит.

Если папы гуляют с колясками, почему бы мальчику не покатать куклу в игрушечной коляске? Особенно, если это делает старшая сестра, за которой хочется повторять. А ещё интересно искупать пупса и накормить его кашей. Папы ведь купают детей? Мальчик играет в папу и с этим всё нормально.

Мальчик может взять игрушечный стетоскоп, шприц и полечить куклу, играя в доктора. Или играть в повара, знакомясь с миром профессий. Игровой набор «посуда» — он не только для девочек. Если мужчина возьмёт в руки сковородку он перестанет быть мужчиной?

Игрушечное оружие

Поступил вопрос по поводу отношения к игрушечному оружию. Покупать или нет? Как объяснять ребёнку?

Современное игрушечное оружие часто представляет из себя вариант игры в ляпки, салки, пятнашки с подручными средствами. Когда дети бегают с «нёрфами» или водяными пистолетами – это, можно сказать, развивающая игра. Развивается скорость реакции и меткость. Лазертаг – чем не спортивная игра? «Вышибалы» не вызывает ассоциации с войной? Но ведь принцип тот же самый. В одном случае нужно увернуться от мяча, в другом – от лазера. Кстати, есть стрелковые виды спорта. Оружие — не обязательно про насилие.

Влияние на формирование личности оказывает не сам предмет, а тот смысл, который через предмет транслирует ребёнку значимый взрослый и окружающая среда.

Я не склонна драматизировать. В детстве мы часто играли в «войнушку». У меня даже был собственный пистолет. Потому что очень увлекательно было бахать пистоны. Пистолет для меня не был про убийство. Это была игрушка для извлечения звука и искр из длинной узкой ленточки пистонов. А ещё был пистолет-фонарик чтобы светить. Сейчас у меня дома есть другие пистолеты с хозяйственно-полезными свойствами: клей-пистолет и шуруповерт.

Друзья, всё дошкольное детство палящие по воображаемым врагам из любой палки, не выросли агрессивными. Для детства характерно чёрно-белое мышление: плохо-хорошо, свой-чужой, друг-враг, добро-зло. С палкой в руке можно противостоять силам зла, проживая эмоциональный опыт мужества, геройства, отваги. С возрастом приходит понимание что мир не чёрно-белый.

Что касается моей семьи, сама я не выступала инициатором покупки игрушечного оружия, но и не выступала против, если ребёнок просил. Единственный момент: всегда контролировала с точки зрения безопасности. Никаких мелких пулек малышам. Нельзя стрелять в животных. Даже мягкими патронами «нёрфа», даже водой. В человека можно только при жёстком соблюдении двух условий: это безопасно для здоровья, человек дал согласие на игру. Если стреляешь по мишеням, убедись, что никто случайно не зайдёт в зону обстрела.

Чем занять малыша

Пара постов уже была на эту тему и под каждым всплывали сетования, что «нам не подходит». «Мы маленькие». «А что с малышами?»

С малышами (1-2 года) вообще всё просто. Никаких специальных игр не надо. Для этого возраста характерно познание окружающего мира через чувственный опыт.

Любой предмет для них обладает развивающим потенциалом. Исследуется цвет, размер и другие характеристики. Какой это предмет? Тяжелый или лёгкий? Гладкий или шершавый? Твердый или мягкий? Теплый или холодный? Как он звучит? Как он стучит? Как он летает? Что можно с ним делать? Игрушкой становится любой предмет в зоне видимости. Поэтому убираем то, что категорически нельзя дать малышу, и позволяем знакомиться со свойствами всех остальных предметов.

Стучать половником по крышке кастрюли и поверхности стола, развивая фонематический слух. Звук будет разный. Можно комкать бумагу и бросать её в корзину для бумаг, развивая меткость. Можно месить с мамой тесто. Подойдет любое: дрожжевое, пресное, солёное. Процесс способствует сенсомоторному развитию. Можно раскладывать крупные фасолины по выложенным в ряд пластмассовым крышечкам. По одной фасолине на крышку, по две. Пересыпать чайной ложкой гречку из одной ёмкости в другую. Прятать в банке с крупой маленький предмет и находить его на ощупь. Разматывать и сматывать туалетную бумагу. Рвать на мелкие клочки, делая «снег», параллельно развивая мелкую моторику, а потом укрощать веник с совком для развития крупной. Сматывать и разматывать клубочки. Строить пирамидки из пластиковых контейнеров, найденных на кухне. Прятать один контейнер в другой. Сделать «сортер» из дуршлага и зубочисток. Сделать звуковое лото из киндер-бочонков, наполнив их разными по звучанию сыпучими материалами.

Ещё больше идей в книге «Развивающие занятия Ленивой мамы» Например, 15 игр с носовым платком.

Какая-то там неделя изоляции

Все игрушки и настолки уже надоели. Чем развлечь ребёнка?

Возраст 3-6 лет — благодатный период для творчества. Игра рождается буквально из мусора. Из лоскутов и ниток накрутили куколок. Из пустых коробок соорудили для них дом и мебель. Из пластилина налепили посуду. Это промышленные игрушки в большинстве своём имеют ограниченный функционал, а применение пластилина, скотча, палок, шишек, коробок – безгранично.

Старый одинокий носок может превратиться в перчаточную куклу, если нарисовать или пришить глазки-пуговицы. Раз носок, два носок – и вот уже готов кукольный театр. Потом можно сделать теневой театр, нарисовав силуэты персонажей на картоне, вырезав их и приклеив на деревянные шпажки. Для показа теневого театра понадобится светлый экран (подойдет натянутая однотонная простынь или скатерть) и настольная лампа. Сюжет сказки может рождаться непосредственно в процессе показа. Даже если ребёнок ещё плохо говорит, сыграть спектакль он сможет. Самое главное, чтобы были аплодисменты благодарных зрителей. Зрителями могут быть куклы и мягкие игрушки. А аплодисменты — воображаемые.

И ничего я сейчас не придумала. Просто вспомнила своё детство. Мы умели делать игру из ничего. Мы можем этому научить наших детей.

Про карусель

Игровым площадкам моего детства я бы дала название «остаться в живых» Балансиры переворачивались, качели делали «солнышко» Карусель с сильным креном на бок крутилась с бешенной скоростью. Её недостаток был в отсутствии поручней. Всё, что не монолитный диск, не выдержало интенсивной эксплуатации и отломилось. Из ограждения по периметру осталось два штыря, за которые можно было сильно-сильно раскрутить. Задача​ — удержаться на диске – не из лёгких. Точнее, практически невыполнима. Зависит от гуманизма тех, кто раскручивает. Обычно всё заканчивалось тем, что пассажиры с карусели вылетали. Это был наш аналог игры «Царь горы». Здесь выигрывал тот, кто вылетел с карусели последним. ​

А ещё была специфичная карусель, которая называлась «Гигантские шаги» или короче: «Гиганты». Она представляла из себя высоченный столб с подшипником на верхушке, откуда почти до земли спускалась верёвка, заканчивающаяся большой петлёй. В эту петлю нужно было сесть, зацепиться острыми тазовыми косточками и бежать вокруг столба. При достаточном наборе скорости, можно было оттолкнуться, поджать ноги, и теперь лететь вокруг столба. Проблема была в том, что от дождей подшипник заржавел и иногда буксовал. И тогда верёвка, продолжая полёт по инерции, моментально обматывалась вокруг столба. Если вовремя не включить тормоз, упираясь пятками, то можно было поцеловать столб или больно долбануться об него затылком. ​

В целях безопасности мне на этой карусели кружиться запрещали. Каждый раз, когда мы отпрашивались на площадку (а она была не под окнами, а в конце улицы), меня отпускали с напутствием: «Только не Гиганты!» Но Гиганты входили в обязательную программу посещения площадки нашей компанией. Мне — пять, остальные — школьники. Выбор у меня был невелик: стоять в стороне и смотреть как кружатся другие, чувствовать себя чужой на этом празднике жизни, либо нарушать запрет и врать, что не подходила к Гигантам. Какое-то время я честно держалась. Но соблазн был слишком велик, больше меня…

Ситуации, когда ребёнок врёт, провоцируются родителями. А вы помните когда, при каких обстоятельствах, из какой потребности врали родителям?
Какой реакции, каких последствий вы хотели избежать?
Каким должно было быть поведение/решение/реакция родителей, чтобы у вас не было необходимости им врать?

Ребёнок врёт

«А давай не будем папе говорить, что я тебе игрушку купила, а то папа сердиться будет. Скажем, что бабушка подарила»

«Не хочу сейчас с бабушкой разговаривать. Ответь на звонок, пожалуйста. Скажи, что мама в ванной»

«Ой, проспали. Скорей-скорей, собирайся! Ваши уже на прогулку выходят! Воспитателю скажем, что с утра в поликлинику ходили»

«Девочки, спасибо, что пришли в гости. Только Ленке не говорите, что встречались. А то она обидится, что её не позвали… Зайчик, иди, скажи тётям: «До свидания!»

«Съешь, внучек шоколадку. Мама не разрешает? Так мы ей не скажем»

«Я тебе куплю картошку фри. Только маме не говори, что мы в Макдональдс заезжали»

А через пару лет на приёме у детского психолога: «У нас проблема. Ребёнок постоянно врёт»

Понятно, что это не единственная причина, по которой ребёнок врёт. Но хотя бы фактор личного примера исключите.

Врут обычно тому, кому правду говорить не хочется. Почему не хочется? Причины разные.

1. Потому что последует наказание. Чего-то лишат. Куда-то не отпустят. Хочется сохранить планы, бонусы, привилегии.

2. Потому что это единственная возможность удовлетворить потребность. (Например, единственная возможность иметь карманные деньги – сказать, что потерял сдачу).

3. Потому что близкие, узнав правду, очень расстроятся. Хочется поберечь их нервы.

4. Потому что последуют нудные нотации, критика, осуждение. Хочется избежать неприятного разговора.

5. Потому что хочется сохранить хорошее мнение о себе. Произошедшее событие заливает ребёнка жгучим стыдом, и этот стыд будет в разы сильнее, если ещё кто-то узнает.

Поэтому, если ребёнок врёт, то можно задаться вопросом: «А что я, как родитель, не так делаю? Почему ребёнок мне не доверяет? Достаточно ли я устойчив в глазах ребёнка или он считает необходимым оберегать меня от негативных эмоций? Достаточно ли я безопасен? Не слишком ли строг? Видит ли ребёнок во мне поддержку?»

Особенно сложно с первой причиной. Порой приходится прибегать к ограничениям. Порой наказание кажется единственным эффективным методом воспитания. Но! Если вы замечаете, что наказание или ограничение провоцирует виртуозное враньё, то это повод задуматься и расставить приоритеты. Важнее сохранить иллюзию родительской власти или доверительные отношения с ребёнком?

Это не относится к ситуациям, когда ребёнок фантазирует, чтобы приукрасить действительность.

Есть ещё один тип вранья, безобидный. Даже язык не поворачивается враньём назвать. Больше подходит «привирает» или «преувеличивает».

Характерен и для детей, и для взрослых.

Для «звёзд», нарциссов – из потребности привлечь внимания к себе.

Для натур творческих, эмоциональных, драматичных — из желания приукрасить действительность, добавить красок, комедии или трагедии. Чтобы в жизни – как в сериале или романе. Им так жить интереснее.

«Всю неделю провалялись с температурой под 40! Все пластом лежали! Даже кошка грипповала!» По факту не все, а три человека из четырех. И не неделю, а три дня. И не 40, а 38.1. А кошку просто один раз вырвало.

«Контрольная такая сложная была! У всех двойки! Почти» На самом деле двоек меньше половины класса.

«Меня сегодня Дима с разбега толкнул, я летела от скамейки до качелей» Дима бежал мимо, случайно зацепил. Девочка из желания «дать сдачи» побежала за Димой, поскользнулась, упала.

«Такое кино смешное было! Папа ржал не переставая на весь зал. Даже менеджер кинотеатра пришла спросить, всё ли с ним в порядке или скорую вызвать» Ну и что, что не было менеджера. А если бы был, как бы было интересно.

Если ваш ребёнок склонен к такому «приукрашиванию» действительности, необязательно каждый раз выводить его «на чистую воду». Если сказанное затрагивает других людей, можно перепроверить информацию, выслушав их версию, прежде чем предпринимать какие-либо действия.

Почему психологи противоречат друг другу?

Пишут: «Детей надо хвалить» А потом пишут: «Не подсаживайте ребёнка на похвалу»
Пишут: «Дайте ребёнку свободу!» А потом пишут: «Ребёнку нужны границы!»
Пишут: «С детьми надо играть!» А потом пишут: «Ребёнок должен уметь играть самостоятельно»
Пишут: «Не давайте ребёнку гаджеты!» И тут же: «Запретом невозможно решить проблему зависимости!»
Вот как так? Кого из них слушать? Кому верить? Почему эти специалисты противоречат друг другу?

Я вам более того скажу, я могу сама себе противоречить при разговоре с разными клиентами. Почему такая непоследовательность? Давайте объясню на примере притчи.

К мудрецу пришёл за советом человек и сказал: «Мне пришла идея»
«Немедленно реализуй её, не раздумывай! Начни делать прямо сейчас!» — сказал мудрец.
Потом второй человек пришёл за советом: «Мне пришла идея»
«Подожди, не спеши, сперва всё обдумай, просчитай» — сказал мудрец.
Его сын, который слышал напутствие отца первому и второму человеку, спросил: «Папа, почему ты дал противоположные советы?»
«Потому что первый всегда думает, а пока думает, перегорает. А второй сразу начинает делать, не подумав, и допускает много ошибок»

Эти два человека были каждый в своей крайности. До «золотой середины» их нужно было направить в противоположные стороны.

Вирусный эффект в сети имеют цепляющие тексты, написанные на эмоциях. Сильные эмоции возникает при встрече с крайностью. Специалисту №1 попадаются люди преимущественно с одной крайностью. (Ну, или он только их замечает) И он пишет текст, вектор которого, условно, отправляет всех вправо. Специалист №2 обращает внимание на людей с другой крайностью и пишет текст, отправляющий влево. Это такой способ привести общество к балансу.

Это даже хорошо, когда встречаются противоположные мнения. Потому что мозг включается. Потому что начинаешь критически оценивать информацию, искать дополнительную, анализировать, выбирать, что больше подходит лично тебе.

А ещё бывает, что только заголовки сильно утрирующие смысл, выглядят как противоречивые, но если углубиться в содержание, то становится понятно, что тексты об одном: не уходите в крайность, ищите баланс.

1 2 3 4
Вверх