Толпа первоклассников во главе с учителем и в окружении родителей.
— А сейчас загадываем свое самое заветное желание и на счет «три» отпускаем шарики в небо!
— Мама, у меня есть желание оставить шарик себе — Александр отделяется от тусовки.
— Да, — говорю, — так тоже можно.
— Раз! Два! Три! — командует учитель, — Кто еще шарик не отпустил? Отпускайте! Отпускайте!
— Спасибо, — говорит Александр, держа шарик — у меня уже сбылось, — и направляется с шариком в сторону дома…
— Мама, а тебе эта книга нужна?
Замечаю у Сашки в руках «Психологию», первый том из трехтомника Немова.
— Нужна.
— А можешь мне ее подарить?
Удивляюсь
— Могу.
— Спасибо.
Уносит к себе. Что-то читает…
Проходит неделя. В классе занятие с психологом. Приходит ребенок, рассказывает:
— Психолог сегодня каждого спрашивала, для чего он в школе учится. Все говорили: «Чтоб пятерки получать. Чтоб учиться хорошо» А я сказал, чтоб в мозгу новые нейронные связи образовывались.
— А что психолог тебе на это сказал?
— Ничего. У нее глаза большие стали. Как у тебя сейчас.
Начали задавать домашние задания.
— Саша, достаточно, не надо дальше раскрашивать.
— Почему?
— Это вы завтра на уроке будете делать вместе с учителем.
— А мне нравится.
— Сейчас тебе еще задание по окружающему миру нужно сделать.
— Ну давай, я посмотрю, что там задано. Если это мне понравится больше, чем раскрашивать, то сделаю.
Эх, Санечка, тебе еще предстоит узнать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…
— Зачем писать «Ау»?! Я уже вчера писал «Ау»! Каждый день что ли это «Ау» писать?!
Ребенок гневно бунтует, размазывая слезы по глазам.
— Не пиши.
— Нельзя не писать! Учитель спросит, почему не написано!
— Давай я напишу?
— Правда?
— Правда. Я за тебя напишу «Ау».
Сашка, всхлипывая, засыпает у меня на руках…
Он спал с двух часов дня до семи вечера. Он проспал тренировку в шахматной школе… Я выводила «Ау», стараясь чтобы было похоже на Сашкин почерк. Ребенок был в таком состоянии, когда мотивировать на выполнение задания бесполезно. Лучше обнять и дать поспать…
Мы в тот год убрали все доп.занятия, чтобы справляться с нагрузкой в гимназии.
Разговоры за чашкой чая.
— Саша, а от чего тебе бывает радостно?
— Когда на дом ничего не задано и в прописи писать не надо
— А еще?
— Когда всего три урока, как в было в самом начале учебы, а не пять, как сейчас.
— А еще?
— Когда учитель заболел
— А еще?
— Когда выходные наступают
Шла середина самой первой четверти самого первого класса. Что-то не так с этой школой…
— Сань, а мне нравится твоя учительница. Она такая умная, ответственная, собранная
— Она никогда не улыбается и не шутит.
— Понимаю.
И мы вспоминаем позитивную воспитательницу из Сашкиной группы, которая осталась в детском саду. Она всегда улыбалась и много шутила.
Первое замечание в дневнике. «Бегал на перемене» Хорошо, что не на уроке.
— Вам нельзя на переменах бегать?
— Нельзя. Но мы бегаем. Пока учителя нет. Когда она уходит куда-нибудь далеко на другой этаж. Я сегодня не заметил, что она вернулась.
— Что теперь будешь делать?
— Я буду брать с собой книгу и читать на переменах, чтобы бегать не хотелось.
Думала спросить, как же двигательная активность и все такое… Но промолчала. Стало любопытно, неужели правда читать будет?
Второе замечание в дневнике. «Не следил за текстом в классе»
— Ты не читал текст?
— Я читал, только другое.
— Что другое?
— Ну, книгу… под партой держал… Я на перемене не успел главу дочитать, а там самое интересное
Круто. Он правда читает и ему интересно.
Третье замечание. «Заполняй дневник внимательно» В нескольких местах красной ручкой зачеркнуто «география» и надписано «окр.мир»
— Почему ты всегда пишешь география, если предмет называется «окружающий мир»?
— Потому что мне нравится география. Я хочу учить географию. А «окружающий мир» это почти география
Заполняя дневник на следующую неделю, он снова пишет «география». Он так хочет. Он упрямый. Жду нового замечания.
— Мама, я придумал, зачем можно ходить в школу!
(Видимо новые нейронные связи в школе не образовывались, и в марте месяце Сашка нашел новый смысл в посещении школы)
— И зачем же?
— Деньги зарабатывать!
— Как?
— Вот, я сегодня заработал 120 рублей!
— Как?
— Продал одноклассникам лишние канцтовары! Кстати, я подумал, а зачем нам два калькулятора?
— Сань, я не знаю, чем чревата незаконная коммерческая деятельность на территории школы. Я тебя поздравляю с успешным опытом, но давай больше так не делать.
Ну вот, я лишила ребенка вновь обретенного смысла в посещении школы…
— Мамочка, я так устал сегодня. Можешь за меня форму аккуратно повесить.
— Можешь сегодня повесить ее не аккуратно, а как попало. Потому что последний учебный день. А за лето скорее всего она тебе станет мала.
У ребенка глаза заблестели
— А можно я ее брошу?
— Сегодня можно. Уже каникулы.
— Е-эээ!!!
Что тут началось. Он ее бросил несколько раз. Потоптался, поднял и еще раз бросил. А потом позвал собаку.
— Марта! Марта, ко мне! Лежать! Вот тут лежать! Поваляйся на моей школьной форме!
Примерно с такими же эмоциями мы после защиты диплома на 5 курсе жгли за студенческой общагой тетради с конспектами лекций… Успокаиваю себя: зато ребенок в контакте со своими эмоциями и имеет возможность их свободно выражать.
Свободолюбивому и творческому Сашке тяжеловато дался этот учебный год. Неумолимо приближался новый…
— А что дети, цветы завтра учителям понесете? Что покупать будем?
Арсений (лояльно) говорит:
— Я понесу одну розу.
Сашка (мрачно) говорит:
— А я две мимозы
И мы со старшим валимся с хохота…
Грусть меня догоняет потом. Ребенок еще не в курсе правила четности-нечетности при составлении букетов. И вряд ли помнит, как выглядит мимоза, ибо цветы всегда были мимо его интересов. Но его неосознаваемый выбор очень точно выразил его отношение к школе.
Ребенок сидит у компьютера
— Сань, пора спать, а у тебя еще английский не сделан
— Я потом. Я пока не хочу
— А чем ты занят?
— Я решаю контрольную.
— Какую контрольную?
— Я в электронном дневнике зарегистрировался и нашел контрольную.
Заглядываю через его плечо на экран монитора.
— Ты решаешь контрольную за пятый класс?
— Да, она легкая.
— Но тут сложение трехзначных чисел столбиком.
— Да, меня Арсений научил.
— Зачем?
— Я захотел. Мне нравится.
— А английский?
— А английский не нравится.
Первая двойка. По английскому. Естественные последствия игнорирования домашнего задания. Вот, уже второй класс, а Сашка отказывается принимать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…
— Почему я 28ой по рейтингу? Я что ли самый глупый? Я же математику за пятый класс решаю! Почему на первом месте тот, кто даже не знает, что вторая по площади после России — Канада, а Бетельгейзе больше Солнца?!
Вот чёрт… В электронном дневнике есть кнопочка «рейтинг». Добро пожаловать в социум с его иерархическим мышлением. Вот тебе пирамида школьной успеваемости. Однако интересно, почему вдруг 28ой?
— Посмотри, оценки в дневник пока выставила только учительница по английскому. Это рейтинг по английскому, в котором тебе аукнулась двойка за домашнее задание.
— А, понял.
— Запомни, эта система не учитывает все твои знание и умения, тем более за пределами школьной программы. Она считает только оценки, поставленные учителем. Если не нравится быть на 28ом месте, нужно выполнять все домашние задания.
Я все чаще задумываюсь о семейном образовании для младшего сына. Но пока не готова к кардинальным переменам.
Анна, спасибо огромное за то, что поделились личным опытом! Дай вам Бог здоровья, силы и вдохновения делиться им с нами и дальше!!! А еще, Сашке очень повезло с мамой 🙂 и, надеюсь, что еще чуточку повезло тем детям, чьи мамы в ваших подписчицах
Дааа… как это все печально…
Вот так и у меня средний сын потерял интерес к учебе, ещё в 4 классе. Сейчас в 8 учится, школу терпеть не может с ее правилами и подавлением всяких задатков мышления.
На подходе младший. Очень не хочется повторить путь брата. Но тоже не могу решиться пойти против системы… Что делать?
Ведь не все школы одинаковы! Думаю, что сначала надо попробовать перевести в другую школу с углубленным изучением определенных предметов. Без школы ребенок не научится общаться с ровесниками. Такого ребенка можно будет сравнить с тепличным растением (для жизни ребенку не только знания нужны, умение общаться — одно из важнейших умений в жизни!)
Даже, если ребенок не будет ходить в школу, а только дома будет заниматься, он должен знать , что учеба — это его работа, он должен учиться подчинять свои желания учебному процессу — «сделал дело — гуляй смело»!
Я дочке говорила на ее «хочу»: «Хочешь- не хочешь, а надо!»
Иначе у нас вырастет вундеркинд, неспособный к взрослой жизни (разве может взрослый человек всегда делать только то, что хочет?!
Да, может. И можно к этому стремиться.
Вы правда считаете, что без школы ребенок не научится общаться со сверстниками? Вы правда думаете, что кроме школы нет другой возможности видеть детей своего возраста? Сколько ограничивающих стереотипных убеждений…
Большую роль играет выбор педагога. Дело ведь не только в системе. Я в своей книге «Психологическая безопасность ребенка в школе» описывала различные типы личности и какие сложности взаимодействия возникают между ними. У нас как раз ситуация шизоидный ребенок и эпилептоидный педагог. Ценности у них настолько отличаются, что как будто на разных языках говорят. Сложно понять друг друга, вписаться в картину мира другого. Прямо как иллюстрация для следующей книги) Ничего, справляется.
Стремиться к этому — естественно!
Но нормальный взрослый человек всегда понимает, что такое «надо» и хочет, чтобы это «надо» было выполнено , он понимает, что без этого нельзя обойтись!
И в конечном счете, задача воспитания — сделать внутренней потребностью ребенка делать то, что надо, чтобы его желания в большей степени совпадали с общепринятыми понятиями.
Это вовсе не значит, что нужно «ломать»ребенка, нужно вовремя мягко, но убедительно доказывать, почему это надо делать и показывать это своим примером, помогать ребенку справляться со своими обязанностями.
Но, если вам попался педагог с психическими проблемами, то нужно срочно оградить ребенка от него! (тем более, что у самого ребенка тоже есть свои проблемы).
Более того, надо поставить перед руководством школы вопрос о соответствии специальности этого учителя, чтобы он не калечил детские души! При этом надо родителям объединиться ( ведь не один ваш ребенок страдает).
Но прежде всего, я перевела бы ребенка в другой класс или даже в другую школу.
Я понимаю ваши переживания и сочувствую.
Наталия, вы действительно считаете нормой для взрослого человека хотеть то, что другие сочли надобным?
Все зависит от того, кто эти «другие»!
Если это близкий дорогой Вам человек, то очень хорошо, что Вы считаетесь с его мнением. Нормальный взрослый человек взвешивает, что ему важнее: поступить по-своему или сохранить хорошие отношения. Незначительные уступки — это норма. Поступаться не стоит в принципах!
Некоторые получают наслаждение от того, что идут наперекор отцу и матери. Но это — «подростковая болезнь». Умные родители во-время дают достаточно свободы, тогда просто нечему перечить!
А, если Вы имеете в виду посторонних людей, то как раз задачей воспитания и является то, чтобы подросший ребенок мог самостоятельно определить с кем ему водиться и кого слушать, исходя из того, как он усвоил, «что такое — хорошо, и что такое — плохо!»
Все же Вы скажете, что я не ответила на вопрос.
Норма для взрослого человека — делать то, что он считает нужным, несмотря на то, что отдыхать, например, ему больше хотелось бы.
Можете Вы понять, что это счастье, когда человеку нравится работать, когда он хочет что- то сделать и с энтузиазмом это делает?!
Творческой может быть работа не только художника и музыканта, но и портнихи, и рукодельницы, и мастера по дереву и др.
Всегда найдутся «другие», которые одобрят ваши действия, но могут найтись и такие, которые осудят.
Ваше дело, чье мнение слушать!