Про Сашку и школу

Толпа первоклассников во главе с учителем и в окружении родителей.

— А сейчас загадываем свое самое заветное желание и на счет «три» отпускаем шарики в небо!

— Мама, у меня есть желание оставить шарик себе — Александр отделяется от тусовки.

— Да, — говорю, — так тоже можно.

— Раз! Два! Три! — командует учитель, — Кто еще шарик не отпустил? Отпускайте! Отпускайте!

— Спасибо, — говорит Александр, держа шарик — у меня уже сбылось, — и направляется с шариком в сторону дома…


— Мама, а тебе эта книга нужна?

Замечаю у Сашки в руках «Психологию», первый том из трехтомника Немова.

— Нужна.

— А можешь мне ее подарить?

Удивляюсь

— Могу.

— Спасибо.

Уносит к себе. Что-то читает…gssx8l0f6le

Проходит неделя. В классе занятие с психологом. Приходит ребенок, рассказывает:

— Психолог сегодня каждого спрашивала, для чего он в школе учится. Все говорили: «Чтоб пятерки получать. Чтоб учиться хорошо» А я сказал, чтоб в мозгу новые нейронные связи образовывались.

— А что психолог тебе на это сказал?

— Ничего. У нее глаза большие стали. Как у тебя сейчас.

 

Начали задавать домашние задания.

— Саша, достаточно, не надо дальше раскрашивать.

— Почему?

— Это вы завтра на уроке будете делать вместе с учителем.

— А мне нравится.

— Сейчас тебе еще задание по окружающему миру нужно сделать.

— Ну давай, я посмотрю, что там задано. Если это мне понравится больше, чем раскрашивать, то сделаю.

Эх, Санечка, тебе еще предстоит узнать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…

 

— Зачем писать «Ау»?! Я уже вчера писал «Ау»! Каждый день что ли это «Ау» писать?!

Ребенок гневно бунтует, размазывая слезы по глазам.

— Не пиши.

— Нельзя не писать! Учитель спросит, почему не написано!

— Давай я напишу?

— Правда?

— Правда. Я за тебя напишу «Ау».

Сашка, всхлипывая, засыпает у меня на руках…

Он спал с двух часов дня до семи вечера. Он проспал тренировку в шахматной школе… Я выводила «Ау», стараясь чтобы было похоже на Сашкин почерк. Ребенок был в таком состоянии, когда мотивировать на выполнение задания бесполезно. Лучше обнять и дать поспать…

Мы в тот год убрали все доп.занятия,  чтобы справляться с нагрузкой в гимназии.1klass

 

Разговоры за чашкой чая.

— Саша, а от чего тебе бывает радостно?

— Когда на дом ничего не задано и в прописи писать не надо

— А еще?

— Когда всего три урока, как в было в самом начале учебы, а не пять, как сейчас.

— А еще?

— Когда учитель заболел

— А еще?

— Когда выходные наступают

Шла середина самой первой четверти самого первого класса. Что-то не так с этой школой…

 

— Сань, а мне нравится твоя учительница. Она такая умная, ответственная, собранная

— Она никогда не улыбается и не шутит.

— Понимаю.

И мы вспоминаем позитивную воспитательницу из Сашкиной группы, которая осталась в детском саду. Она всегда улыбалась и много шутила.

 

Первое замечание в дневнике. «Бегал на перемене» Хорошо, что не на уроке.

— Вам нельзя на переменах бегать?

— Нельзя. Но мы бегаем. Пока учителя нет. Когда она уходит куда-нибудь далеко на другой этаж. Я сегодня не заметил, что она вернулась.

— Что теперь будешь делать?

— Я буду брать с собой книгу и читать на переменах, чтобы бегать не хотелось.

Думала спросить, как же двигательная активность и все такое… Но промолчала. Стало любопытно, неужели правда читать будет?

Второе замечание в дневнике. «Не следил за текстом в классе»

— Ты не читал текст?

— Я читал, только другое.

— Что другое?

— Ну, книгу… под партой держал… Я на перемене не успел главу дочитать, а там самое интересное 

Круто. Он правда читает и ему интересно.

Третье замечание. «Заполняй дневник внимательно» В нескольких местах красной ручкой зачеркнуто «география» и надписано «окр.мир»

— Почему ты всегда пишешь география, если предмет называется «окружающий мир»?

— Потому что мне нравится география. Я хочу учить географию. А «окружающий мир» это почти география

Заполняя дневник на следующую неделю, он снова пишет «география». Он так хочет. Он упрямый. Жду нового замечания.

 

— Мама, я придумал, зачем можно ходить в школу!

(Видимо новые нейронные связи в школе не образовывались, и в марте месяце Сашка нашел новый смысл в посещении школы)

— И зачем же?

— Деньги зарабатывать!

— Как?

— Вот, я сегодня заработал 120 рублей!

— Как?

— Продал одноклассникам лишние канцтовары! Кстати, я подумал, а зачем нам два калькулятора?

— Сань, я не знаю, чем чревата незаконная коммерческая деятельность на территории школы. Я тебя поздравляю с успешным опытом, но давай больше так не делать.

Ну вот, я лишила ребенка вновь обретенного смысла в посещении школы…

 

— Мамочка, я так устал сегодня. Можешь за меня форму аккуратно повесить.

— Можешь сегодня повесить ее не аккуратно, а как попало. Потому что последний учебный день. А за лето скорее всего она тебе станет мала.

У ребенка глаза заблестели

— А можно я ее брошу?

— Сегодня можно. Уже каникулы.

— Е-эээ!!!

Что тут началось. Он ее бросил несколько раз. Потоптался, поднял и еще раз бросил. А потом позвал собаку.

— Марта! Марта, ко мне! Лежать! Вот тут лежать! Поваляйся на моей школьной форме!

Примерно с такими же эмоциями мы после защиты диплома на 5 курсе жгли за студенческой общагой тетради с конспектами лекций… Успокаиваю себя: зато ребенок в контакте со своими эмоциями и имеет возможность их свободно выражать.

Свободолюбивому и творческому Сашке тяжеловато дался этот учебный год. Неумолимо приближался новый…
— А что дети, цветы завтра учителям понесете? Что покупать будем?
Арсений (лояльно) говорит:
— Я понесу одну розу.
Сашка (мрачно) говорит:
— А я две мимозы
И мы со старшим валимся с хохота…
Грусть меня догоняет потом. Ребенок еще не в курсе правила четности-нечетности при составлении букетов. И вряд ли помнит, как выглядит мимоза, ибо цветы всегда были мимо его интересов. Но его неосознаваемый выбор очень точно выразил его отношение к школе.

 

Ребенок сидит у компьютера

— Сань, пора спать, а у тебя еще английский не сделан

— Я потом. Я пока не хочу

— А чем ты занят?

— Я решаю контрольную.

— Какую контрольную?

— Я в электронном дневнике зарегистрировался и нашел контрольную.

Заглядываю через его плечо на экран монитора.

— Ты решаешь контрольную за пятый класс?

— Да, она легкая.

— Но тут сложение трехзначных чисел столбиком.

— Да, меня Арсений научил.

— Зачем?

— Я захотел. Мне нравится.

— А английский?

— А английский не нравится.

Первая двойка. По английскому. Естественные последствия игнорирования домашнего задания. Вот, уже второй класс, а Сашка отказывается принимать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен… 

— Почему я 28ой по рейтингу? Я что ли самый глупый? Я же математику за пятый класс решаю! Почему на первом месте тот, кто даже не знает, что вторая по площади после России — Канада, а Бетельгейзе больше Солнца?!

Вот чёрт… В электронном дневнике есть кнопочка «рейтинг». Добро пожаловать в социум с его иерархическим мышлением. Вот тебе пирамида школьной успеваемости.  Однако интересно, почему вдруг 28ой?

— Посмотри, оценки в дневник пока выставила только учительница по английскому. Это рейтинг по английскому, в котором тебе аукнулась двойка за домашнее задание.

— А, понял.

— Запомни, эта система не учитывает все твои знание и умения, тем более за пределами школьной программы. Она считает только оценки, поставленные учителем. Если не нравится быть на 28ом месте, нужно выполнять все домашние задания.

Я все чаще задумываюсь о семейном образовании для младшего сына. Но пока не готова к кардинальным переменам.

 

Комментарии

  • Анна, спасибо огромное за то, что поделились личным опытом! Дай вам Бог здоровья, силы и вдохновения делиться им с нами и дальше!!! А еще, Сашке очень повезло с мамой 🙂 и, надеюсь, что еще чуточку повезло тем детям, чьи мамы в ваших подписчицах

  • Дааа… как это все печально…
    Вот так и у меня средний сын потерял интерес к учебе, ещё в 4 классе. Сейчас в 8 учится, школу терпеть не может с ее правилами и подавлением всяких задатков мышления.
    На подходе младший. Очень не хочется повторить путь брата. Но тоже не могу решиться пойти против системы… Что делать?

  • Ведь не все школы одинаковы! Думаю, что сначала надо попробовать перевести в другую школу с углубленным изучением определенных предметов. Без школы ребенок не научится общаться с ровесниками. Такого ребенка можно будет сравнить с тепличным растением (для жизни ребенку не только знания нужны, умение общаться — одно из важнейших умений в жизни!)

  • Даже, если ребенок не будет ходить в школу, а только дома будет заниматься, он должен знать , что учеба — это его работа, он должен учиться подчинять свои желания учебному процессу — «сделал дело — гуляй смело»!
    Я дочке говорила на ее «хочу»: «Хочешь- не хочешь, а надо!»
    Иначе у нас вырастет вундеркинд, неспособный к взрослой жизни (разве может взрослый человек всегда делать только то, что хочет?!

  • Да, может. И можно к этому стремиться.

  • Вы правда считаете, что без школы ребенок не научится общаться со сверстниками? Вы правда думаете, что кроме школы нет другой возможности видеть детей своего возраста? Сколько ограничивающих стереотипных убеждений…

  • Большую роль играет выбор педагога. Дело ведь не только в системе. Я в своей книге «Психологическая безопасность ребенка в школе» описывала различные типы личности и какие сложности взаимодействия возникают между ними. У нас как раз ситуация шизоидный ребенок и эпилептоидный педагог. Ценности у них настолько отличаются, что как будто на разных языках говорят. Сложно понять друг друга, вписаться в картину мира другого. Прямо как иллюстрация для следующей книги) Ничего, справляется.

  • Стремиться к этому — естественно!
    Но нормальный взрослый человек всегда понимает, что такое «надо» и хочет, чтобы это «надо» было выполнено , он понимает, что без этого нельзя обойтись!
    И в конечном счете, задача воспитания — сделать внутренней потребностью ребенка делать то, что надо, чтобы его желания в большей степени совпадали с общепринятыми понятиями.
    Это вовсе не значит, что нужно «ломать»ребенка, нужно вовремя мягко, но убедительно доказывать, почему это надо делать и показывать это своим примером, помогать ребенку справляться со своими обязанностями.
    Но, если вам попался педагог с психическими проблемами, то нужно срочно оградить ребенка от него! (тем более, что у самого ребенка тоже есть свои проблемы).
    Более того, надо поставить перед руководством школы вопрос о соответствии специальности этого учителя, чтобы он не калечил детские души! При этом надо родителям объединиться ( ведь не один ваш ребенок страдает).
    Но прежде всего, я перевела бы ребенка в другой класс или даже в другую школу.
    Я понимаю ваши переживания и сочувствую.

  • Наталия, вы действительно считаете нормой для взрослого человека хотеть то, что другие сочли надобным?

  • Все зависит от того, кто эти «другие»!
    Если это близкий дорогой Вам человек, то очень хорошо, что Вы считаетесь с его мнением. Нормальный взрослый человек взвешивает, что ему важнее: поступить по-своему или сохранить хорошие отношения. Незначительные уступки — это норма. Поступаться не стоит в принципах!
    Некоторые получают наслаждение от того, что идут наперекор отцу и матери. Но это — «подростковая болезнь». Умные родители во-время дают достаточно свободы, тогда просто нечему перечить!
    А, если Вы имеете в виду посторонних людей, то как раз задачей воспитания и является то, чтобы подросший ребенок мог самостоятельно определить с кем ему водиться и кого слушать, исходя из того, как он усвоил, «что такое — хорошо, и что такое — плохо!»
    Все же Вы скажете, что я не ответила на вопрос.
    Норма для взрослого человека — делать то, что он считает нужным, несмотря на то, что отдыхать, например, ему больше хотелось бы.
    Можете Вы понять, что это счастье, когда человеку нравится работать, когда он хочет что- то сделать и с энтузиазмом это делает?!
    Творческой может быть работа не только художника и музыканта, но и портнихи, и рукодельницы, и мастера по дереву и др.
    Всегда найдутся «другие», которые одобрят ваши действия, но могут найтись и такие, которые осудят.
    Ваше дело, чье мнение слушать!

Вверх