Как обходиться со сравнением

И вот ты такая вся правильная мама, детей своих ни с кем не сравниваешь, а потом получаешь от них:
— А у бабушки пицца вкуснее
— А Колина мама не боится машину водить
— А вот другим детям родители разрешают хоть сколько у компьютера сидеть!

Гы)) не пора ли прекращать писать для родителей и написать пособие для детей «как беречь родителей от возникновения невроза»… А если серьезно, то дети умеют сравнивать. И это хорошо. Потому что, как я уже писала здесь: http://annabykova.ru/razvitie-samostojatelnosti/kak-mozhno-sravnivat.html, сравнение — это важная мыслительная операция.

Чувствую потребность уделить этой непростой теме больше внимания. Итак,

Есть два вида мышления: холархическое и иерархическое.

70599_originalС иерархией, думаю, всем более-менее понятно.  Иерархия подразумевает, что кто-то выше, кто-то ниже. Графически этот тип мышления можно представить в виде пирамиды.  Очень много тех, кто внизу. Чем выше мы поднимаемся по пирамиде, тем меньше тех, кто находится с нами на этом же уровне. Тот, кто самый-самый, будет один на вершине.  Когда мы мыслим иерархически, мы каким-то образом встраиваем себя в пирамиду, отвечая себе на вопрос: «Где я по моим ощущениям? Внизу, чуть ближе к середине или выше среднего?»

В социальной среде по любому критерию есть своя  иерархия, своя пирамида.

32Есть мышление холархическое. Суть которого «Я есть». Я есть совершенное уникальное вдохновенное существо. Я пуп Земли и  часть Вселенной. Я целостный. Все есть внутри меня. И я часть целого. Графически этот тип мышления можно представить в виде  концентрических окружностей. Где Я, естественно, в центре. Как будто весь остальной мир вращается вокруг этого Я.

Нам нужны оба этих мышления. 

Неутомимый трудоголик в погоне за результатом,  покоряет  новые высоты  и при этом испытывает тотальную неудовлетворенность,  потому что все равно находится тот, кто выше – это признаки человека , полностью захваченного иерархическим мышлением.

Ничего в жизни не добившийся обитатель дивана (диван вместе с квартирой достался от родителей) переключает  телевизионные каналы в раздражении «опять смотреть нечего». Судя по его комментариям увиденного, он бы мог и фильм снять лучше, и спеть лучше, и уж он то бы точно гол забил на ЧМ, если бы встал с дивана… Классический пример человека, у которого присутствует только холархическое мышление.

Я повторюсь, но это важно. Нам нужны оба этих мышления. И умение переключаться между ними.

Из холархического мышления активность невозможна. Зачем совершенному существу еще чего-то добиваться?

Личностный или профессиональный рост – это путешествие по пирамиде. Если хочется успеха в социуме, то необходимо иерархическое мышление.  Активность, целеустремленность всегда выходят из ощущения некой неудовлетворенности: «Я пока не там, где хочу быть. Мне надо выше. Что мне для этого нужно сделать?»

Но вечная гонка утомляет.  Должна быть точка покоя. Всегда имеет смысл расслабиться, выдохнуть, вспомнить о себе как о совершенном существе.  Получить свою порцию безусловной любви. Из иерархического мышления нужно переключаться в холархическое, а из холархического обратно.

До определенного возраста у ребенка есть только холархическое мышление. Мама, папа и другие любящие близкие люди способствуют этому. И это прекрасно. Что бы ребенок ни сделал – они умиляются, радуются, восхваляют. «Посмотри, как я прыгать умею!» —  кричит пуп Земли и получает эмоциональные поглаживания: «Как здорово! Ух, как высоко!»

А потом подросший ребенок выходит в социум и приносит оттуда сравнение… Например, идет в детский сад. И тут он узнает, что кто-то прыгает выше, а кто-то дальше. На каком ты месте в этой пирамиде? Заработала машина сравнения, включилось иерархическое мышление.  Кто быстрей одевается? Кто быстрее бегает? Кто лучше рисует? В этот момент  педагоги-гуманисты начинают  настойчиво напоминать: «Нельзя сравнивать!»  А педагоги реалисты  и наблюдатели скажут: «Ок, я не буду сравнивать. Но дети сами увидят и сравнят. Потому что они уже доросли до мыслительной операции сравнения, и без взрослой помощи определят кто тут «быстрее, выше, сильнее и больше знает» И в отличие от взрослых гуманистов, дети не будут сей факт замалчивать, а громко победоносно провозгласят: «А я тебя обогнал! Я первый! Ха-ха-ха!»  Побежденный расстроено дуется или даже рыдает, или агрессивно колотит успешного спринтера, вытаскивая его из пирамиды «Кто быстрее» и опуская на самый низ пирамиды «Кто сильнее» Сравнения — это нормальная социальная реальность. Поэтому я рекомендую не бояться сравнений, а учить с ними обходиться. Учить ребенка выдерживать сравнение не в свою пользу.

Есть два способа.

  1. Остаться в этой пирамиде. Продумать стратегию движения вверх. Чему нужно поучиться? Какие навыки нужно развить? «Хочешь быстрее бегать? Давай будем тренироваться»
  2. Если по каким-то причинам  кого-то никогда не перерасти (так бывает), то переключить внимание на другую пирамиду, где уже есть успех или где выше шансы на успех. «Ну да, у него ноги в два раза длиннее, его не обогнать, а зато ты лучше всех стихи читаешь и умеешь крестиком вышивать»

А еще учить ребенка возвращаться из иерархического мышления в холархическое, вовремя вспоминать, что  «Я есть совершенное уникальное вдохновенное существо, и не важно, как быстро я бегаю» Каким образом? Просто любить.

Комментарии

  • Замечательный вывод в конце! И он прослеживается на протяжении всей статьи — умение переключаться с одного на другой тип мышления и управлять ими!

  • Статья как-будто бы про детей, но на самом деле она и про нас, взрослых!
    Правда ведь?
    Нам и самим себе полезно иногда не только в гонке по движению вверх на пирамидку участвовать, но и наполнять себя принятием и помнить, что какую бы социальную роль мы ни играли и на какой ступеньке ни самоопределялись, внутри своей сути мы «совершенное уникальное вдохновенное существо».
    Анна, спасибо что показываете такие грани жизни и общения с детьми.

  • Вы совершенно правы. Статья про нас, взрослых, тех самых, совершенных уникальных вдохновенных, которые, выходя в социум, примеряют разные пирамиды.

  • Анечка, спасибо за статью. И мудрые выводы. Появилась пища для размышлений про себя и про ребенка.

  • Спасибо, Анна! Одна моя преподавательница всегда говорила, что талант преподавателя определяется тем, думаем ли мы о том, что он сказал после занятия, пытаемся ли раскрутить эту тему в уме, оспорить или найти аргументы для согласия. Ваши темы надолго оседают в голове. Уже много времени прошло с тех пор, как я прочла публикацию про покупку сандалий для Сани, но эта картинка до сих пор в моей голове. Я все время думаю, смогу ли использовать эту ситуацию со своими детьми, если они когда-нибудь будут. О теме проигрыша и иерархий я тоже часто думаю. Отличная тема и публикация тоже. Жаль только, что в этот раз без конкретного примера или о сыне или о воспитанниках. Благодаря таким примерам материал намного лучше запоминается. Возвращаясь к теме иерархий. Недавно прочла «Белое облако Чингисхана», где Айтматов наглядно показывает систему поощрений в КГБ за поимку неблагонадежных элементов. И у меня возник вопрос, как быть с поощрениями по отношению к детям, как научить, что нельзя идти по трупам ради собственного блага? Как вообще обходиться с поощрениями правильно, чтобы не навредить ребенку?

  • Уделять внимание нравственному воспитанию, формировать систему ценностей с учетом нравственности. Нравственный выбор — какой ценой я иду наверх — в нашей жизни всегда присутствует.

  • Понравились Ваши слова, Анна: «Нравственный выбор — какой ценой я иду наверх — в нашей жизни всегда присутствует.»
    Вот так бы и покорять все эти пирамидальные структуры в обществе, но — соблюдая нравственные законы. а то — часто лезут просто по головам…

Вверх