Фишечки-наклеечки в школе

5Давно уже обещала написать продолжение статьи «Фишечки-наклеечки» об использовании подобных систем в начальной школе, а именно в первом классе. Ведь в первом классе официально оценки запрещены, поэтому разные наклеечки тоже часто используются.

Цитирую ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 25.09.2000 N 2021/11-13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения.
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)»
-Конец цитаты

В первом классе допустимы наклеечки как поощрение за выполнение задания. Выполнил дома задание – получи подарочек-наклеечку. Правильно или не правильно – все равно получи. Это не оценка. Это просто констатация факта, что ученик дома тоже занимался. Конечно, разобрать выполнение работы важно, нужно помочь исправить ошибки, если они есть, похвалить самые удачные места. Но наклеечка всем одинаковая. И тем, у кого все отлично. И тем, у кого есть ошибки. Если же наклеечки ранжируются: большая за отличную работу, маленькая за хорошую, а грустный смайлик за плохую, то это уже символика, заменяющая цифровую отметку, а это недопустимо (см. текст выше)

Опасения, что так дети ко второму классу не привыкнут к оценкам, безосновательны. Привыкнут. В первом классе им итак есть к чему привыкать: к новому социальному статусу, к новому коллективу, к новой деятельности, к новому педагогу, к новому режиму.

Аналогично не может быть подвержена оцениванию в виде наклеечек внеурочная деятельность ребенка в школе. Клеить наклеечки за хорошее поведение, а потом срывать их за плохое – негуманно. Когда поведение ребенка постоянно подвергается то премиям, то штрафам, то это стресс сопоставимый со стрессом менеджера крупной компании, которого оценивают не только за выполнение плана, но и за то, сколько минут он провел в туалете, сколько в курилке, сколько слов не по работе сказал коллеге, на сколько минут задержался после обеденного перерыва, сколько раз посмотрелся в зеркало (видеокамеры наблюдения установлены везде и пишут круглосуточно)

Если же наклеечки у вас в классе учитель все-таки использует не просто для поощрения, а как  эквивалент оценки, но спорить вы с ним за отмену не хотите (и я могу понять такое решение), то старайтесь поддержать ребенка. Не усугубляйте ситуацию своей критикой и упреками, если в тетради ребенка грустный смайлик.

Анна Быкова

Комментарии

  • У меня в 1 классе были солнышки и тучки: 5 — яркое солнце, 4 — солнышко с тучкой… 2 -тучка с грозой.

    Не помню, чтобы были какие-то переживания.

Комментарии в соц сетях

Вконтакте

Facebook

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх