Ей 12 и она не знает, кем хочет стать…

12

Еще одна статья о том как понять отстать от подростка

— Ей уже 12 и она не знает, кем хочет стать! У нее же никаких целей в жизни!
По мнению папы, пришедшего на консультацию это «ужас-ужас». А по-моему, это нормально, что в 12 лет девочка хочет быть просто девочкой.
— А вы знали в ее возрасте, кем хотите стать?
— Нет, не знал. Вот в этом и проблема! Если бы мои родители правильно меня ориентировали, я бы уже тогда определился, чем буду заниматься в жизни и уже тогда начал бы развивать нужные способности и углубленно изучать нужные предметы! Я бы тогда добился успеха!
Так вот в чем дело! Папа решил свалить вину за личный неуспех на собственных родителей. Они виноваты в том, что не заставляли его в детстве учиться…
Есть у меня знакомый, который любит рассказывать, как ему – талантливому художнику – родители загубили карьеру. У них не нашлось денег, чтобы отправить его учиться в Милан. Он часто рассказывает о своем участии в международной выставке детского рисунка, о премии, о приглашении из миланской школы живописи. Но при этом за последние 20 лет не написал ни одной картины… Еще есть знакомая, которая винит родителей за то, что в детстве ее не отдали в языковую школу, а без знания языка ее теперь не берут на престижную должность. Хотя, что мешает ей в 35 лет выучить английский? Было бы желание…

А папа продолжает жаловаться на дочь:
— Она даже ничем серьезно не занимается! Она бросила фигурное катание и ушла в танцы! Потом бросила танцы и пошла в художественную школу. Я бы смог с этим смирится, но она ведь теперь и рисование забросила! Она притащила домой гитару и тренькает на ней второй день!
Опять ничего ужасного. Как же она поймет, что ей нравится, если не будет пробовать новое? Редко кто сразу находит свое призвание. Даже взрослые люди порой задумываются «А тем ли я занимаюсь?» — и меняют профессию. Я в 30 лет перестала преподавать дискретную математику и пошла учиться на психолога. Большинство студентов нашей группы были старше 30 лет, и это было их второе образование.

— Она бездарно тратит время! Болтается с друзьями во дворе вместо того, чтобы учиться! Можно в это время читать дополнительную литературу по предметам!
Можно. Дополнительные знания по предмету – это хорошо, но это далеко не гарантия успеха в будущем.
У дочки сейчас ведущий вид деятельности – общение. И она общается. Она учится заводить знакомства, строить отношения, выбирать друзей, проявлять симпатии, завоевывать авторитет, разрешать конфликты, отстаивать свое мнение – это необходимые жизненные навыки. И не только для карьеры. Ей ведь еще и семью создавать…

Бывают в практике психолога «не терапевтические» случаи… Я не могу волшебным образом сделать дочь такой, какой ее хочет видеть папа… Я могу только посоветовать папе перестать жаловаться на судьбу и родителей, перестать прессовать дочь, направить энергию на достижение своих профессиональных целей, вдохновлять дочь личным примером. Потому что на самом деле не так важно, что мы говорим детям назидательным тоном. Важно то, что мы сами делаем и во что верим.

А девочке в 12 лет очень нужно, чтобы папа уважал ее интересы, знал ее друзей, радовался ее успехам, утешал при неудачах, поддерживал при начинаниях и любил. Любил просто так, а не за какие-то цели и заслуги.

P.S. Вести разговоры о будущей профессии — это хорошо. Это развивает кругозор. Знакомство с разнообразием профессий есть даже в программе детского сада. Ребенок даже может «определиться», но потом 10 раз передумать — и это тоже нормально… Надо было сказать этому папе, что я в 12 лет очень целеустремленно собиралась стать ветеринаром…

Психолог Анна Быкова.

Комментарии

  • У меня ребенок часто менял мечты, кем хочет стать. Перепробовал море всего. В 12 лет чтеко сказал, что он не знает, кем хочет стать. Соответственно, не знает, какие свои навыки ему надо развивать. мы решили вопрос так, что пока повышаем общий уровень культуры, и развиваем навыки, которые пригодятся не в профессии, а в ЖИЗНИ. И нечего городить проблему на ровном месте.

  • Здравствуйте! С интересом читаю ваши статьи!
    Из личного опыта: долго боролась с собственной матерью за право выбирать свою жизнь, свои увлечения. Особенно остро проблема встала, когда я не смогла поступить в архитектурный институт и пошла учиться на биолога. Как же так? Мои родители архитекторы, и годы обучения а этом институте — лучшие годы их жизни! А я буду биологом, буду голодать и никогда не найду работу. Когда я поступила в магистратуру, она меня назвала бездарностью, потому что «надо было идти на архитектора как А., тогда работу смогла бы найти, а не наукой заниматься». Еще была борьба за право заниматься конным спортом. «Конный спорт — это развлечение для богатых, а тебе давно пора найти работу в строительной фирме» (это при биологическом то образовании, на 3 курсе). Я в тайне от нее занималась лошадьми. Оплачивала тем, что убирала в конюшнях. Как же я была счастлива!!! Борьба закончилась тем, что я вышла замуж и ушла из ее дома. Ни в чем ее не виню. Она же не виновата, что пыталась …да я даже не знаю, что это было. Работаю гидробиологом)))) И все у нас отлично!!!

  • В 12 лет не знать кем стать нормально. Но что же делать с «ребенком» которому 19 , который уже 2 года учится на программиста, 2 года устраивает истерики » не хочу , не буду, программирование не мое, ты меня заставила учиться».
    Опять выяснение отношений:
    — Кто выбирал специальность?
    — Ты заставляла хоть куда-нибудь поступать.
    — Хорошо, забирай документы, куда ты хочешь пойти?
    — Не знаю.
    Как уже взрослой девушке найти себя?

    • Может тогда пойти работать? Так бывает: люди начинают работать, а потом понимают, чему им надо еще учиться.

Комментарии в соц сетях

Вконтакте

Facebook

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх