Про запреты и потребности.

zaborЧерез брешь в заборе проходит «народная тропа». Удобно. Тропинка через школьный двор — это прямой путь до магазина, детского сада и автобусной остановки. Но однажды брешь в заборе заварили. Мы дошли с Сашкой до знакомой тропинки, а там бац – металлическая сетка… Неприятный сюрприз. Чертыхаясь, разворачиваюсь и иду в обход. В обход по периметру школьного двора в любую сторону шагать на 400 м больше. Еще и с Сашкиной скоростью… Слегка завидую школьникам, которые перебрасывают ранцы через забор, а потом перелазят сами. Сочувствую старушке с клюкой, которой тоже теперь придется обходить…

На следующий день ноги по привычке, выработанной годами, снова принесли меня к тропинке за забором… Там был проход! Кто-то срезал сетку. И через школьный двор бодро семенили мамы с колясками, школьники с ранцами, бабушки с продуктовыми авоськами. Количество людей, уверенно проходящих через дыру в сетке, не оставляло сомнений: если на их пути поставят бетонный забор – они сделают подкоп!

Если у людей есть потребность, то им невозможно запретить.

Еще пример. Детская больница. Запрещено пользоваться нагревательными электроприборами в палатах. Для верности единственная розетка задвинута шкафом. Мам, лежащих с детьми, не кормят – не положено. Буфета нет. Нет возможности купить еду. Нет возможности раздобыть кипятка. А у меня есть потребность в горячем чае… Я игнорирую запрет, отодвигаю шкаф и втыкаю в розетку кипятильник.

Рабочее общежитие вахтового поселка. Там тоже запрещено пользоваться электроприборами в комнатах. Но есть уютная кухня с двумя электрочайниками. Кипятильник – верный товарищ в больницах и командировках — так и пролежал на дне сумки. Здесь он был не нужен.

Запрещая что-то – выясняйте потребности и предлагайте разрешенную альтернативу.

При воспитании детей это правило тоже работает.
Запрещая годовастику играть заинтересовавшим его ножом, малыша отвлекают другим ярким и безопасным предметом.
Почему-то забывают про этот прием с детьми более старшего возраста. Просто говорят: «Не делай так!» и не предлагают варианты, что можно делать вместо этого.

Ребенок прыгает на кровати. «Нельзя!» Но у него есть потребность в движении. Значит, скорее всего, он вас не послушает. А виноват в непослушании будет не ребенок, а родитель, который не предложил разрешенную альтернативу для удовлетворения потребности. Варианты возможны разные. Вывести на прогулку, чтобы ребенок напрыгался там. Или завести дома мяч-прыгун. Или маленький батут (у меня стоит такой посреди детской комнаты).

«Нельзя дома кидаться мячом!» – обоснованный запрет. Мячом можно разбить хрупкие вещи. Еще нельзя кидаться пластмассовыми игрушками, потому что бывает очень больно при попадании. Но есть потребность «кидаться» или как-то еще выплескивать энергию. Можно кидаться бумажными «снежками», комкая листы бумаги или газету — это весело и безопасно.

Школьнику невозможно запретить «весь день сидеть за компьютером». Даже если этот компьютер убрать из дома. Ребенок просто уйдет туда, где есть компьютер. Например, к приятелю. Или найдет другую возможность вернуть себе любимое занятие. Нужно не просто запрещать, а развивать сферу интересов школьника, наполнять его жизнь другими увлекательными занятиями. Для этого требуются усилия, терпение и время родителей. Поднимать себя с дивана, бросать дела и идти вместе с ребенком что-то новое пробовать, чем-то увлекаться.

Подростку невозможно запретить общаться с «дурной компанией». Он начнет врать, изворачиваться, но общаться с ними не перестанет. Если у него есть потребность в общении с «дурными», значит, он либо разделяет их интересы, либо ему больше не с кем общаться… В этом случае необходимо провести работу по формированию других интересов, ценностей, развитию коммуникабельности и заведению новых знакомств. Опять усилия, терпение, время. Но одним родительским запретом ничего не добиться…

Запрещая что-то — предлагайте альтернативу.

психолог Анна Быкова.

Комментарии в соц сетях

Вконтакте

Facebook

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх