Добродетель и порок в отдельно взятой сказке.

Арсений редко просит помощи при выполнении домашних заданий. Но в этот раз задание было нетривиальное. По новому предмету «Основы светской этики» задали разбор сказки на предмет выявления добродетели или порока у главных героев.

— Мам, я взял сказку «Морозко». У Настеньки добродетель – трудолюбие и покорность. А у мачехи пороки – лень и злость. Правильно?

Как все просто… Лучше бы Арс с мамой не советовался…

— Арсений, а с чего ты взял, что Настенька трудолюбивая?

— Так она же работала «от зари до зари»

— Правильно, работала. Потому что иначе ей мачеха «все косы повыдергает» и «со свету сживет». Где же тут про любовь к труду? Это самосохранение. Можешь найти пример, что Настенька по своему желанию трудилась и с удовольствием? А то, что она деспотичной мачехе перечить не смела, свои интересы не могла отстаивать, так это вообще слабость, а слабость – это, наверное, ближе к пороку… Теперь про мачеху. Вот если бы мачеха Настьку работать не принуждала, то Настенька бы ничего делать-то и не умела. А так у Насти любое дело в руках спорилось. С такими умениями она и замуж сразу вышла и жила «долго и счастливо». А то так бы неумехой в девках сидела… Мачеха была строгой, требовательной, подготовила Настеньку к семейной жизни. Получается, мачеха Настеньке добро сотворила? .

— И что мне теперь делать? – голос у Арса растерянный.

(Ну вот, я сбила стройную мысль ребенка своей психологической привычкой рассматривать все под разными углами.)

Варианты моего ответа могли быть разные:

1. Ты прав. Пиши так.

2. Ты не прав. Надо писать вот так…

Лично мне больше нравится третий вариант. Как психологу. И как педагогу.

3. А почему ты так считаешь? А если так рассмотреть? Какой пример можешь привести? А что ты ответишь на такое возражение?

После череды вопросов говорю Арсению:

— Пиши так, как считаешь нужным.

Запутываю ребенка я сознательно. Запускаю работу мысли. Подвергаю сомнениям и критике.  Учу формировать свое собственное мнение, подбирать аргументы в его защиту.

А сама для себя так и не определилась, что же есть добродетель, а что – порок. Залезла в Википедию и на сайты с методическими пособиями по данному предмету. Поняла, что порок — это любая крайность. А добродетель — это золотая середина. Например, жадность и расточительность — пороки, а щедрость и экономность — добродетели. Но объективности все равно тут быть не может. Ведь нет четкого критерия, где заканчивается добродетель «экономность» и начинается порок «скупость». А что между строптивостью и покорностью — вообще не знаю… Может быть,  трудовая дисциплина и исполнительность? Может быть, способность принимать осознанные решения, способные изменить ситуацию? Или принимать ситуацию, которую пока не можешь изменить?

А просто покорность деспотичной мачехе в моей системе ценности — это порок. Это непротивление злу, это слабость духа. Я бы не хотела транслировать ребенку сценарий: «Просто терпи. Когда-нибудь тебе воздастся. Может быть.»

Вот если бы Машенька из сказки «Маша и медведь» была покорной, то так бы и жила с медведем до старости. А она нашла способ вернуться к маме с папой. Но ведь при этом Маша медведя обманула! Подставила! Его собаки покусали! А медведь к ней хорошо относился, не обижал, прихоть ее с гостинцем для родителей согласился исполнить… Так хорошо Маша поступила, обманув медведя или плохо? Где тут порок? Где добродетель?

Какие, однако, непростые темы проходят в 4 классе…

психолог Анна Быкова

Комментарии

  • Помню, как 11 сентября 2001 года (мне было тогда аж 14 лет), глядя на события на экране я спрашивала папу, кто на кого напал и кто из них хороший, а кто плохой. Хорошо помню, что папа ответил: «Все не так просто, ни один из них не плохой и не хороший». И тогда я начала понимать, что не все в мире черно-белое.
    Это я к тому, что дети привыкли думать четкими категориями «плохой-хороший», «правильно-неправильно». Мне кажется, что людям в детстве нужны эти четкие ориентиры как можно поступать, а как нельзя.. А уж потом, повзрослев, начинать видеть оттенки, когда ум созрел для анализов и размышлений.
    Хотя в тему «классических» сказок — совершенно с вами согласна. Не всегда положительный герой добродетельный. Того же кота в сапогах взять — ведь вор, плут и убийца. =)

  • Для четких ориентиров есть христоматийное произведение Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Другого примера у меня не подбирается… То, что в мире не все черно-белое мой сын впервые понял по пищевой пирамиде (детский сад был с экологическим уклоном) Волк есть бедных зайчиков. Но он не плохой. Просто он не может есть траву. Либо умрет зайчик, либо волк от голода…

  • это как спор про истину. Мне нравится такая притча. Истина это шар. С одной стороны синий с другой белый. С разных сторон стоят люди. Один доказывает, что шар синий, другой соответственно, что белый. Выводы делайте сами, но боже упаси вас, научить вашего ребенка мыслить однозначными категориями.

  • Добавлю, что, на мой взгляд, очень важно научить ребенка думать, рассуждать, делать выводы и в этом я с автором полностью согласен. Очень важно не загубить этот процесс. Проблема в том, что многие получая различное воспитание по разному смотрят, на все вопросы жизнедеятельности, а вот умения понять и сделать правильный вывод не хватает. Мое мнение, нет однозначных решений, действий и т.д. иначе вся природа была бы черно-белая.

  • Вот прочитала я статью и комментарии и вспомнился мне вдруг недавний случай. Возвращаемся мы недавно с карате, с нами в машине ехал друг моего сына Никита и его мама. Всегда интересно о чем говорят дети, вот что услышала я, точно воспроизвести детскую беседу я не могу, но вот эту часть я хорошо запомнила, кто-то задал вопрос про вредных и хороших детей.
    Никита: Я хороший.
    Даниэль (мой детеныш): Я тоже хороший (вздыхает) но иногда вредничаю!
    Никита: Так не бывает или хороший, или нет.
    Никто ничего не сказал, а я вдруг призадумалась о том, что сказали дети.

  • Действительно, есть над чем призадуматься. Даниэль уже умеет отделять поступок от себя: «Я хороший. Даже если иногда вредничаю»
    Позиция Никиты менее устойчива. Если когда-то услышит критику, то самомнение «Я хороший» может пошатнуться.

  • Мой сын (3 года 10 мес) недавно после прочтения Мухи-Цокотухи вдруг спросил: а комарик — он добрый или злой?
    Сразу вспомнила эту Вашу статью, как раз недавно прочитанную. Предложила сыну самому над этим подумать. Объяснила ситуацию с разных сторон (с одной стороны — он герой, заступился за муху, а с другой стороны он всё же убил паука) К окончательному выводу мы так и не пришли… )

Вверх