Переговоры за обеденным столом

ребенок жадина

Сашка — жадина) Все вкусное он предпочитает лопать один и не любит делиться с Арсением. Можно, конечно, всегда и все покупать по два: две упаковки печенья, два пакета кукурузных палочек, две маленьких упаковочки сока, а не одну большую… Но тогда Сашка не научится делиться, а Арсений не научится договариваться.

И я опять приношу один пакет кукурузных палочек. Санька захватывает пакет. Сенька отбирает. Санька возмущенно орет.

(Как же меня напрягают громкие звуки…)

— Арсений! А ты не пробовал договориться?

Арсений подходит к Сашке с протянутой рукой и командует:

— Дай мне! Я тоже хочу!

Ответ лаконичен:

— Нет! Мое!

Я вмешиваюсь:

— Арс, не требуй, а договаривайся.

Арсений подумал, и снова направился к столу. Обеденнный стол превратился в стол переговоров.

— Саша, у тебя много-много палочек. Сколько ты мне можешь дать?

— Пять! — и Сашка начал отчитывать палочки. Считать он любит.

Съев эту порцию, Арсений подошел с новым вопросом:

— А сколько ты мне дашь теперь?

Это повторялось, пока палочки не закончились. Полагаю, у Сашки была не борьба за палочки, а борьба за власть. В каждом возрасте свои способы самоутверждения. Арсений не хотел власти, а просто хотел вкусняшку. Когда Сашка получил признание своей власти через право распределять ресурс, он охотно поделился. Секрет успеха любых переговоров — в выявлении интересов сторон. И дети в этом мало чем отличаются от взрослых.

психолог Анна Быкова

Комментарии

  • Отличный пример!! =)))

  • Вот-вот! С ребенком надо просто говорить и договариваться) У меня только так получается с дочкой, ей полтора года, но слово НЕТ она любит просто за то, что оно вызывает более долгую беседу дальше, подробные объяснения и разъяснения — в итоге говорит ДА)) Это со мной дома, а на улице совсем другая история.
    Анна, вот Вы пишите что в каждом возрасте свои способы самоутверждения. Я слышу на площадке от детей «мое», «не дам», «отдай» и все в таком духе, а вот моя дочь все отдает) Просто подходит к детям и отдает свои игрушки или общие (на развивающих занятиях) поднимает и несет кому-нибудь отдавать. Как мне воспринимать эту ситуацию?

  • Кроме возрастных особенностей, есть еще личностные.
    Ситуацию можно воспринимать просто как особенность конкретного ребенка. Что-то корректировать в поведении нужно только если действия ребенка приводят к его же дискомфорту. Например, ребенок отдает игрушку, а потом сам же ревет, расстраивается, что остался без игрушки.
    По моим наблюдениям, «мое» и «не дам» появляется ближе к трем годам, когда у ребенка формируется четкое осознание «Это Я, а это Не я. Это Мое, а это Не мое»

  • Это как раз наш вариант (нам год и 8)игрушку может отдать,но потом плачет и забирает ее снова.как вести мне себя в этой ситуации?

  • Ксения, тут бы еще понять, почему отдает?
    Может быть, есть установка, что надо делиться, надо отдать, но очень не хочется.
    Может быть, не умение сопротивляться, отказывать.
    Может быть что-то еще. Понаблюдайте за ребенком.
    Справиться с амбивалентностью могут помочь вопросы. «Ты точно хочешь отдать игрушку? Не хочешь — не отдавай.»

  • Дело в том,что у нас проблема только с чужими игрушками.свои мы никому вообще не даем.дома с родными мы делимся всем!а вот на улице схватит что-то чужое или кто-то поделится,а отдавать сынуля не хочет.когда я говорю,что все-таки вернуть надо,вещь-то чужая,ты поигрался-надо вернуть.отдает,но потом плачет.вот в этой ситуации я и не знаю как себя вести.вроде бы и отвлекаю и горкой, икачелей и игрушками,но слезы градом-ребенок расстроен(

  • Чужое — и все тут. Надо отдать. Это как раз тот случай, когда «хоть заревись».

  • Спасибо большое!

Вверх