Сашка — жадина) Все вкусное он предпочитает лопать один и не любит делиться с Арсением. Можно, конечно, всегда и все покупать по два: две упаковки печенья, два пакета кукурузных палочек, две маленьких упаковочки сока, а не одну большую… Но тогда Сашка не научится делиться, а Арсений не научится договариваться.
И я опять приношу один пакет кукурузных палочек. Санька захватывает пакет. Сенька отбирает. Санька возмущенно орет.
(Как же меня напрягают громкие звуки…)
— Арсений! А ты не пробовал договориться?
Арсений подходит к Сашке с протянутой рукой и командует:
— Дай мне! Я тоже хочу!
Ответ лаконичен:
— Нет! Мое!
Я вмешиваюсь:
— Арс, не требуй, а договаривайся.
Арсений подумал, и снова направился к столу. Обеденнный стол превратился в стол переговоров.
— Саша, у тебя много-много палочек. Сколько ты мне можешь дать?
— Пять! — и Сашка начал отчитывать палочки. Считать он любит.
Съев эту порцию, Арсений подошел с новым вопросом:
— А сколько ты мне дашь теперь?
Это повторялось, пока палочки не закончились. Полагаю, у Сашки была не борьба за палочки, а борьба за власть. В каждом возрасте свои способы самоутверждения. Арсений не хотел власти, а просто хотел вкусняшку. Когда Сашка получил признание своей власти через право распределять ресурс, он охотно поделился. Секрет успеха любых переговоров — в выявлении интересов сторон. И дети в этом мало чем отличаются от взрослых.
психолог Анна Быкова
Отличный пример!! =)))
Вот-вот! С ребенком надо просто говорить и договариваться) У меня только так получается с дочкой, ей полтора года, но слово НЕТ она любит просто за то, что оно вызывает более долгую беседу дальше, подробные объяснения и разъяснения — в итоге говорит ДА)) Это со мной дома, а на улице совсем другая история.
Анна, вот Вы пишите что в каждом возрасте свои способы самоутверждения. Я слышу на площадке от детей «мое», «не дам», «отдай» и все в таком духе, а вот моя дочь все отдает) Просто подходит к детям и отдает свои игрушки или общие (на развивающих занятиях) поднимает и несет кому-нибудь отдавать. Как мне воспринимать эту ситуацию?
Кроме возрастных особенностей, есть еще личностные.
Ситуацию можно воспринимать просто как особенность конкретного ребенка. Что-то корректировать в поведении нужно только если действия ребенка приводят к его же дискомфорту. Например, ребенок отдает игрушку, а потом сам же ревет, расстраивается, что остался без игрушки.
По моим наблюдениям, «мое» и «не дам» появляется ближе к трем годам, когда у ребенка формируется четкое осознание «Это Я, а это Не я. Это Мое, а это Не мое»
Это как раз наш вариант (нам год и 8)игрушку может отдать,но потом плачет и забирает ее снова.как вести мне себя в этой ситуации?
Ксения, тут бы еще понять, почему отдает?
Может быть, есть установка, что надо делиться, надо отдать, но очень не хочется.
Может быть, не умение сопротивляться, отказывать.
Может быть что-то еще. Понаблюдайте за ребенком.
Справиться с амбивалентностью могут помочь вопросы. «Ты точно хочешь отдать игрушку? Не хочешь — не отдавай.»
Дело в том,что у нас проблема только с чужими игрушками.свои мы никому вообще не даем.дома с родными мы делимся всем!а вот на улице схватит что-то чужое или кто-то поделится,а отдавать сынуля не хочет.когда я говорю,что все-таки вернуть надо,вещь-то чужая,ты поигрался-надо вернуть.отдает,но потом плачет.вот в этой ситуации я и не знаю как себя вести.вроде бы и отвлекаю и горкой, икачелей и игрушками,но слезы градом-ребенок расстроен(
Чужое — и все тут. Надо отдать. Это как раз тот случай, когда «хоть заревись».
Спасибо большое!