Весна и какашки. Пара весенних наблюдений внутреннего психолога

Наблюдение первое

Забираю ребенка из садика. А перед этим была договоренность, что после садика идем в спортивный магазин покупать ролики. И вот выбегает мне навстречу ребенок, грязный как чертенок. От ботинок до шапочки. «Сань, ты что упал?» «Почему? Мы так специально играли. Мы катались» Полагаю, катались они кубарем по свежевытаявшей полянке. Весело. И ведь готово уже с языка соскочить интроектированное в детстве выражение: «Мне стыдно с тобой, таким грязным, идти в магазин» Но моя циничная психологическая часть останавливает родительскую аргументом: «Ты, маманя, давай, свои комплексы на ребенка не перевешивай» И я просто предлагаю зайти домой и переодеться. Но Сашка не видит смысла в переодевании: «Нет, я хочу скорее за роликами». Действительно, что время терять на переодевание. Ну, грязный ребенок. Зато веселый. Это лучше, чем чистенький и зареванный.  Я представляю размер трагедии ребенка, которому говорят «Купим позже», хотя была определенная договоренность и ребенок целый день ждал и уже настроился. Мы отмываем и переодеваем ребенка в таких ситуациях не для себя, не для него, а для тех прохожих, которые могут с осуждением на нас посмотреть. На солнышке при ходьбе грязь подсохнет, и можно будет ее оттереть. Останутся только не эстетичные сероватые пятна, которые не помешают нам примерять ролики.

Это маленькое дополнение к недавней статье про стыд и вину. О том, что речь свою, родительскую, надо цензурить, а то в памяти столько речевых шаблонов сидит, которые часто на автомате вылетают…

imgs-142025

Наблюдение второе.

Не грипп, но какое-то очень близкое к  гриппозному состояние. Когда заложен нос, першит в горле, голова как в тумане, боль сдавливает виски, глаза слезятся,  и есть только один факт, способный вытащить меня сегодня из под одеяла: тыжемама. Я мама, а значит надо. Сегодня никто кроме меня. И волевым усилием я стаскиваю себя с кровати и иду в детский сад за ребенком. Через дворы, чтобы максимально сократить путь, такой нелегкий сегодня. Снег еще не везде стаял, но проталин достаточно много. И на проталинах — нет, не подснежники — собачьи какашки, окурки и прочий мусор. Очаровательное использование подбалконного  пространства двора местными жителями. Даже весна сегодня не радует. Мне плохо. Все бесит. В таком состоянии я способна замечать только грязь и какашки…

Обратно мы возвращаемся с ребенком этим же путем. И он — из другого эмоционального состояния — замечает восхитительно быстрые ручьи, набухшие почки на ветках, с едва проклюнувшимися листочками, пушистого кота на балконе.

— Мама, а скоро мать-и-мачеха появится, да? А она уже завтра появится?

— Как бы завтра нас опять снегом не завалило…

Сегодня я мрачная пессимистка, уставшая от затяжной уральской зимы.

— Мама, смотри! Это же свиристели!

— Саша, смотри под ноги! На какашку наступишь!

t1

Мой внутренний психолог, даже простуженный, остается психологом и наблюдает. Ты, говорит,  заметила, что транслируешь ребенку свою картину мира, подсовывая вместо свиристелей собачьи какашки? Заметила, прикусила язык, переключилась на свиристелей. Хорошо, что я не всегда в таком состоянии, иначе бы ребенок очень скоро перестал любоваться цветами и стал замечать в окружающем мире только какашки…

Анна Быкова

Комментарии

  • Анна, спасибо за советы. А вот про чистую одежду вопрос к Вам, как к психологу. Понятно, что ограничивать ребенка и не давать слезать с горки только потому, что там грязно — не есть хорошо.
    НО!!! С какого момента ребенок начинает обращать внимание на одежду? Не закладываем ли мы таким образом стереотип, что можно ходить грязным? (про первый описанный случай)

  • Анна, очень интересные наблюдения. Вопрос про грязную одежду, действительно, палка о двух концах. С одной стороны, Вы правы: чего ребенка мучить переносом покупки из-за столь несущественной причины (подумаешь, испачкался). А с другой стороны, как быть с собственным чувством стыда? Понимаю, что стыдно только маме грязнули.
    Получается, когда дело касается детских интересов, мои представления о том, как должно пройти запланированное мероприятие, неважны?
    Я, собираясь куда-нибудь «в люди» с дочками, иду с ними на улицу заранее, чтобы погулять пол-часика, и провожу разъяснительную беседу: что сейчас можно делать (например, побегать, порыгать, покататься на велосипеде, порисовать мелками и т.д.) и что — нет (садиться в песочницу, залазить на грязную горку, щлепать по лужам). Объяснияю причину — ты должна остаться чистой, потому что мы пойдем …. Старшая дочка (почти 4 года) все понимает и очень старается. Конечно, непредвиденных падений не избежать, это ведь ребенок.

    Со воторым наблюдением согласна на 100 %.

  • Если мы совсем не обращаем внимание на грязь, то ребенок может и не понять разницы. Важно объяснять ребенку разницу между грязным и чистым. Объяснять, что чистым быть приятнее, проговаривать свое отношение к опрятности. Но не делать из пятен трагедии.

  • Ирина, в конкретно этом примере была моя недоработка. Я могла предусмотреть, учитывая сезонные условия, что ребенок после прогулки будет грязным, и взять с собой запасную одежду. Для мальчишки пяти лет очень естественно пачкаться во время бурных игр с приятелями на свежем воздухе. Юные исследователи, которые черпают на садичном участке талую воду в песочнице бутылками из-под молока, явно не имеют целью нанести удар по самолюбию родителей. В других ситуациях мы тоже договариваемся, что вот сейчас пачкаться нельзя, потому что запланировано мероприятие.

  • Анна, спасибо Вам большое за Ваши статьи: каждый раз черпаю для себя что-то новое. Первый раз пишу комментарий, потому что согласна с вами на все 100% по поводу наших комплексов и грязной одежды ребенка. Я живу в Швеции, и когда только приехала сюда была очень удивлена, когда видела в магазине родителей с «грязными как чертята» детьми. А теперь вот сама хожу в магазин с таким же.:) A что делать? магазин рядом с садиком, забираешь его и идешь в магазин. Не домой же идти переодеваться… Здесь детей в свободе никто не ограничивает, все об этом знают и никто косо не смотрит на ребенка в грязной одежде. И я призываю всех российских мам забыть про все это «стыдно» и «что люди скажут», может быть постепенно и наш менталитет изменится. Смешно и грустно слышать про российских детей, которые уже в четыре года знают, что «нельзя садится на грязное».
    Я, собственно, начала писать этот комментарий, чтобы поделиться как шведы «решили» проблему, описанную Анной: чтобы ребенок и в саду резвился и избежать массу запасной одежды (правда это только на весну- лето). Здесь обязательный атрибут одежды в детском саду непромокаемые штаны (100% полиуретан, на лямках — я думаю, мамы знают). они есть у многих производителей.
    Такие штаны (или штаны + куртка) всегда висят в саду на случай слякотной погоды (родители покупают). Их одевают поверх обычной одежды. Можно обойтись одними штанами, т.к. в куртке м.б. жарко в теплую погоду.
    И все! и ребенку весело под дождем гулять, и вы приходите и забираете из садика чистого ребенка.:)

  • Я тоже много таких открытий делаю на тему наших шаблонов жизни и того, что у детей таких нет, но мы старательно их навязываем, потому-что нам придумали стыд и прочее в нашем детстве, в силу того, что предыдущие поколения, наши родители нас так воспитали, а их в свою очередь даже стыдили перед кучей людей и так по многим аспектам. Теперь вот пожинаем плоды, и классно стараться детей воспринимать как учителей, которые ещ чисты от всякой этой мути общества, вот только еще долгое время нам придется отгребать от них мысли бабушек-дедушек…ох как это не просто, лично для меня, потому как постоянно звучит идея того как положено, а как не положено. Но работаем над собой дальше:-) лечимся, так сказать:-)

  • Анна, с каким удовольствием я прочитала Вашу статью! Под каждым Вашим словом готова подписаться! Подтверждаю своим опытом и знанием детей, Вы правы! Мы, закомплексованные взрослые, переносим свои «ожидания» на ребёнка и требуем, требуем, требуем… А зачем? Не надо думать о том, что скажут окружающие, надо думать о том что это наши дети, самые лучшие, неповторимые! Прежде чем сделать замечание ребёнку подумайте почему, прежде чем сказать:»Нет!» подумайте, а может быть можно сказать:»Да» И таким образом показать ребёнку пример что можно в любой ситуации договориться.

Вверх