Как мне воспитывать моего ребенка?

Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда от меня ждут простого конкретного и универсального указания. Скажите, а что делать в такой-то ситуации?  Например, как отучить ребенка ковырять в носу.

А я не знаю. Я не знаю, что ответить, потому что не знаю вашего ребенка и всей ситуации. Мне, чтобы ответить на ваш вопрос нужно задать еще 10 своих вопросов. Возраст ребенка? Давно беспокоит проблема или вчера началось? Как часто проявляется? Проявляется ли особенно остро в каких-то определенных ситуациях? Как реагируете? и т.д. Потому что причины у банального ковыряния могут быть разные:

  • Малыш исследует свое тело. Это так удивительно: на лице есть нос,  а в носу есть отверстие по размеру как раз для пальчика.
  • Сухой воздух в помещении, дискомфорт в носу, желание почистить слизистую оболочку носа
  • Искривление носовой перегородки
  • Наличие инородного предмета в носу
  • Отсутствие мотивации на устранение вредной привычки ( «А что в этом плохого?»)
  • Слабость функции самоконтроля («Забываюсь»)
  • Проблема в детско-родительских отношения («Знаю, что плохо, но буду ковырять специально, из вредности!»)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Обсессивно-компульсивное расстройство

И это я еще не все возможные причины перечислила

Соответственно и рекомендации тоже будут отличаться: от «Поставьте дома увлажнитель, научите делать туалет носа» до «Покажитесь ЛОРу» (неврологу, психиатру)

А без выяснения причины, «мимоходом на бегу» что-либо советовать – очень рискованно.

И чем старше, опытнее я становлюсь, тем чаще я говорю: «Не знаю. Давайте разбираться.»

Зато я все знала сразу после института. На любой вопрос – готовый ответ:  «Это кризис трех лет»,  «А это кризис подросткового возраста» — произносилось с непоколебимой уверенностью дипломированного специалиста. Тогда, кстати,  я точно знала, что ковырять в носу – плохо. А сейчас я могу даже порекомендовать очень правильной клиентке, которую уже тошнит от собственных правил, которая задыхается от жизни в тесных рамках социальных норм, взять и в терапевтических целях поковыряться в носу с задумчивым видом где-нибудь на людях.

Потому я и пишу свои статьи не абстрактными рекомендациями, а конкретными примерами, чтобы было понимание, что в этой ситуации прием сработал. Но я не берусь со 100% уверенностью утверждать, что в другой ситуации эффект будет точно такой же.

Поэтому читать мои статьи надо не как слепое указание к действию. Читать, мыслить, сопоставлять со своей ситуацией, присматриваться к своему ребенку, анализировать, пробовать, искать, уточнять, спрашивать, снова мыслить.  Именно так: я пишу для мыслящих родителей.

«Какой совет вы дадите нашим радиослушателям, которые заметили у себя склонность к гиперопеке? Как избавиться от повышенной тревожности?»  спрашивает меня ведущий передачи «Свободное время»  Александр Борисов во время записи радиоэфира.

Я не знаю.  Правда, не знаю что сказать. Мне для этого нужно видеть, слышать человека, считывать его эмоциональное состояние, знать какие-то подробности его личной жизни, может быть даже факты из детской биографии его родителей. Только тогда я смогу подобрать нужные слова, чтобы снять проблему конкретного человека. А для другого человека со схожей проблемой слова будут совсем другие…

Универсальный совет для всех радиослушателей?  Пожалуйста: «Если проблема вас беспокоит – обратитесь за консультацией к психологу, он поможет разобраться с ситуацией.» Только так. Другого универсального совета дать не могу.

Недавно нашла в библиотеке моих родителей изданную еще в советское время книгу потрясающего педагога Януша Корчака. Открыла на произвольной странице и поразилась резонансному своевременному подтверждению моих мыслей.

Януш Корчак тоже говорит о воспитании детей — «Не знаю» — другими словами, более пронзительными, более точно передающими суть. И я очень хочу поделиться с вами этой цитатой из его книги:

«korchakКак, когда, сколько, почему?

Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю:

— Не знаю.

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.

Если же, в поисках точных указаний и рецептов лихорадочно листая страницы, ты досадуешь на их скудость, знай, что если и есть в этой книге советы и предписания, они появились не по авторской воле, а вопреки ей.

Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка…

«Не знаю»- для науки это туманность, из которой возникают, из которой рождаются новые мысли, все более и более приближающиеся к истине.

«Не знаю»- для ума, не приученного к аналитическому мышлению, это пугающая пустота.

Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке.

Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда»

Анна Быкова

Комментарии

  • Как раз читаю Корчака — просто потрясена, насколько его книга написана про каждого и для каждого. Иногда даже плакать хочется, что ничего не меняется в воспитании детей.

  • Я тоже его сейчас перечитываю. Первый раз читала в старших классах школы. Сейчас определенно по-другому воспринимается. Читается медленней, больше размышлений.

  • Я тоже часто думаю, пробегая взглядом очередной мамский форум. Спасибо за замечательно изложенные мудрые мысли. Кстати, в этом котексте меня всегда немного забавляет, что сайты по уходу и воспитанию детей в подавляющем большинстве ведут молодые мамочки с одним, скажем, головалым малышом. Только там можно найти безаппеляционные советы и бойкое изложение всех возможных решений и методов. Более опытные мамы если и ведут блоги, то на отвлеченные темы, потому что чем старше ребенок и чем больше в семье детей, тем отчетливей начинаешь осознавать просутю истину: я точно знаю, что на самом деле ничего не знаю. Спасибо еще раз!

  • Ну да, я тоже такое встречала: «Супер-методика развития речи! Я занималась со своим ребенком и он в год заговорил! Делюсь знаниями!»
    Это же только с опытом и сотней разных детей с их особенными родителями и методиками понимаешь, что методика может быть вообще не при чем, а просто ребенок такой родился, способный к речи. И что другой ребенок, с которым по этой же методике усердно занимались, молчал до трех лет.

    Я действительно не знаю, что в ребенке от рождения, а что от воспитания, и какого соотношение врожденного и приобретенного.

  • Анна, благодарю Вас за это напоминание: думать самим, а не искать готовых ответов. Я тоже по образованию психолог, и часто вижу, как люди начинают буквально набрасываться на психолога, пытаясь выудить «конкретные рекомендации». Я не очень люблю книги или выступления, в которых даются «готовые рецепты». Мне важнее общие принципы, которых стоит придерживаться (в данном случае — в воспитании). А уж как применить их в своей ситуации, со своим ребенком — не знаю даже я, это творческий поиск, пробы. А тем более не знает чужой человек.
    И вопреки этой разумной мысли, сейчас и в Интернете, и в книгах только и пестрят заголовки в духе «Как за 5 минут избавиться от детских капризов».

  • Странно, Корчака так все хвалят, а мне ну вообще не пошел, никак…
    А статья отличная! Анечка, я уже несколько статей посмотрела и с каждой соедующей проникаюсь все больше и больше уважением, спасибо! Правда очень полезный блог!
    Мы с Алисушкой желаем тебе счастья!

  • Спасибо!
    А что именно не нравится у Корчака? Идеи или изложение?
    Так бывает, что просто слог автора ну никак не идет, тяжело читается. Не потому что плох, а просто конкретному человеку не ложится на восприятие.
    Мне, например, очень близки идеи и методы работы выдающегося педагога Шалвы Амонашвили. Но книги его я читать категорически не могу. Слишком много лирики и пафоса. Мой математический мозг не выдерживает.

  • Однотипные заголовки про «5 минут», «7 шагов», «10 способов» появляются после многочисленных и однообразных тренингов от «мастеров продающих текстов». Считается, что это «цепляющий заголовок»

  • Я Корчака давно последний раз в руки брала, уже больше года, наверное. Меня у него и некоторых других авторов смущает некое негативное отношение к родителям, если по-простому, то наезды. Вот у меня, например, родители были очень мудрыми и добрыми и помня их мне было неприятно многое читать, не знаю даже… Хочется больше света и позитива.

Вверх