О силе похвалы

31 августа 2000г сестра поздравляла меня с началом учебного года в новой роли – роли учителя. Я в свою очередь поздравила её с началом учебного года в роли мамы первоклассника. Мне же предстояло преподавать информатику в 1-х классах. В университете нас, учителей-предметников, готовили работать с 5-11 классами. К работе с первыми классами я не была готова. «Ой, с ними всё просто, -успокоила меня сестра, — хвалить их надо и они будут стараться»

Я вспомнила её слова тогда, когда оказалось, что я зашла в педагогический тупик. Ученик меня не слушался совсем. Срывал уроки. Не занимался в классе, не выполнял домашние задания в рабочей тетради. Я подошла к классному руководителю за советом. Она педагог опытный, подскажет как быть.

Опытный педагог вздохнула. «Там такая семья… Пьющая… Я как-то маме сказала, что он балуется на уроках и не занимается. На следующий день он пришёл побитый. Я теперь боюсь что-либо про него говорить родителям. Поддержки с их стороны не будет. Нам надо самим справляться»

Я подумала: «А что если его хвалить?» Но за что? Объективно хвалить было не за что.

Я стала искать, за что его можно хвалить. Цепляться за соломинку. «Ты сейчас так внимательно на меня посмотрел. Я даже успела увидеть, что у тебя умный взгляд» «Ты сегодня почти не отвлекался. Молодец!» «Ты меня так порадовал, когда тянул руку для ответа!»

Как мантру повторяла про себя строчки из детского стихотворения: «Ни капли холодного, острого, злого» Через три недели заметила, что он не только не балуется на уроке, но и делает замечание другим детям. Он стал делать домашние задания. Ни единого верного ответа. Но я хвалила его за сам факт, что он дома занимался. Сначала много слов о том, какой он молодец и постарался. Потом исправление ошибок. К концу года он даже выполнял большинство заданий верно. А ещё, увидев меня в школьном коридоре, непременно бежал обниматься.

Чуда не случилось. Остальные предметы он не тянул. А ещё был неоднократно уличён в мелком воровстве. В конце года решением ПМПК его перевели в коррекционную школу. Мне было жаль. Всë думала, а вдруг мы его недохвалили?

Вверх