Педагог, психолог и другие субличности при принятии воспитательных решений

По первому образованию я педагог. По второму – психолог.

Когда во мне рождался и рос психолог, авторитарному педагогу приходилось несладко. Он сопротивлялся, отстаивал свои установки, кричал о правилах и морали. Но психолог крепчал, подтачивал замок убеждений, закругляя стены. Все структурированное и черно-белое в моей картине мире превращал в нечто текущее и переливающееся всеми цветами и оттенками. В конце концов, педагог сдался, собрал остатки тетрадок, исписанных правилами, в портфель.  Но не ушел, а подвинулся, признав психолога равным и имеющим право голоса. Так-то психологу было фиолетово, что там признает педагог. На его самооценку это никак не влияло.

С тех пор на любую ситуацию я смотрю то глазами педагога, то психолога.

У педагога – все четко: «так можно, а так нельзя»

У психолога —  «так тоже можно, но с другими последствиями»

Педагог призывает «быстрее, выше, сильнее»

Психолог говорит —  «счастливее!»

Педагог говорит: «Так надо!»

Психолог спрашивает: «А как ты хочешь?»

Иногда педагог стремится перевоспитать психолога. Порой, даже гневно поучает, но психолог не реагирует.  В свою очередь, психолог тоже осознает в себе желание поработать с педагогом, чтобы тот стал более расслабленным, но не лезет, так как запроса на консультацию от педагога не поступало…

А еще во мне есть мама. Она вообще странная  женщина. То сжимается от тревоги, то расплывается в любви и нежности, то впадает в ярость, то в отчаянье. Чаще всего паникует и боится сделать ошибку. Как бы она жила без педагога и психолога?

Однажды в августе внутренняя мама начала тревожиться, что каникулы заканчиваются, а Арсений еще не прочитал книги из того списка, который выдали в школе. 10 книг за 2 недели прочитать нереально. Что же делать? Мама паникует.

Педагог возмущен таким отношением к заданию. Педагог негодует и придумывает наказания.

А психологу пофиг…

Педагог возмущен, что психологу пофиг. Но его возмущение психологу тоже пофиг.

А решение всегда принимает Верховное Я.

И тогда внутренний провокатор задает мне резонный вопрос: а сколько книг ты сама прочитала за лето? (Рассматриваем только произведения художественной литературы!) Я честно отвечаю, что  нисколько. Нет смысла врать внутреннему провокатору. Вот-вот! Ребенок в деревне. Там велосипед и приятели. Какой тут может быть Успенский с его дядей Федором? Это все равно, что заставлять меня читать Донцову на выездном тренинге. Я бы тоже читать не стала…

Верховное Я тогда отпустило ситуацию…

Чуда не случилось. Ребенок не прочитал все книги по списку. Он вообще прочитал только одну книгу. Но он сдал в срок и в полном объеме читательский дневник, написав краткое сообщение по каждому произведению (кто главные герои, о чем книга и что больше всего понравилось)

Нечестно! Но внутреннему возмущенному педагогу пришлось пристыженно замолчать, потому что психолог спросил его: «А не было ли в твоей жизни подобного?»

Когда-то давно первого курса я сдавала отчет по педагогической практике в летнем лагере, хотя на самом деле все лето провела в стройотряде с мастерком в руке… А еще на защите выпускной работы я знакомила комиссию с  результатами тестов при исследовании динамики развития внимания школьников 5-7 классов, хотя на самом деле тесты я не проводила, а просто подогнала цифры под нужный мне результат…

Вот так психолог учит педагога не осуждать…

психолог Анна Быкова

Вверх