Дошкольникам о сексе?

Затронув на сайте вопрос о том, как объяснять дошкольникам, откуда берутся дети, я допустила ошибку. Я упустила, что помимо одной крайности, когда родители пугаются этого вопроса и начинают врать, может быть еще другая крайность – когда максимально подробно расписывают весь процесс, рассказывая, в том числе, и о технической стороне зачатия — сексе. В дошкольном возрасте, если ребенок уже поднял вопрос,  при каких условиях малыш начинает расти у мамы в животике, вполне достаточно информации, что папа передает маме особую клеточку. Как? Родители любят друг друга, лежат рядом, обнимаются, целуются и в какой-то момент  клеточка от папы переходит к маме. Не стоит расписывать, что, как и куда вставляется. Не стоит демонстрировать фильмы с любовными сценами для иллюстрации. В этом вопросе лишняя информированность ни к чему. Всему свое время.

Когда мы знакомим ребенка с цифрами, он дальше начинает пользоваться ими при указании количества предметов, потом при вычислениях, а потом решает задачи. Зона ближайшего развития постоянно расширяется.

Когда мы знакомим ребенка с буквами, мы понимаем, что следующей ступенью будет знакомство со слогами и чтение. Знания применяются на практике.

Когда мы рассказываем ребенку про звезды, возникают новые вопросы об устройстве Вселенной. Ребенок начинает интересоваться астрономией. Ребенок с любопытством рассматривает звездный атлас, удивляется, сравнивая размеры планет.  Возникает желание посмотреть на звезды в телескоп. Жадный детский мозг тянется к большей информации.

Когда мы знакомим детей с  миром профессий, ребенок начинает в это играть. Он становится водителем, продавцом, поваром, парикмахером. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Он играет во все, что видит.

Когда мы рассказываем ребенку о сексе, что дальше? Что ребенку делать с этими знаниями? Практиковать? Искать новую информацию? Играть в секс?

Такая игра может принять относительно «безобидные» формы. Например, когда девочки в садике раздевают своих барби и кенов и укладывают друг на друга. Или когда они забивают классические трусики себе между ягодиц, изображая сексапильные стринги, и дефилируют в коротких юбках, виляя попой. Может быть хуже, когда мальчик на прогулке начинает валить недоумевающих девочек на траву, падать сверху, делая характерные движения тазом. А еще бывают шоковые, трагические ситуации. Лет пять назад на заседании методического объединения психологов детских образовательных учреждений разбирался случай, когда мальчик шести лет  склонил к оральному сексу своего одногруппника, проделывая это в туалете детского сада. Папа мальчика-инициатора не делал табу из информации о сексе и смотрел дома эротические фильмы при ребенке. Папа искренне считал, что воспитывает у ребенка адекватное отношение к сексу, без комплексов, без ханжества. Еще случай. Из другого детского сада и другого города. (Не подумайте, что это распространенные случаи. Не хочу, чтобы сей текст вызвал у мам фобию относительно детских садов). С девочки во время тихого часа,  мальчик снял трусы и трогал ее наружные половые органы, пока другой мальчик ее держал. Воспитатель мыла посуду после обеда и из-за шума воды не услышала криков. А  потом мальчик снял свои трусы и лег сверху. Конечно, в этом возрасте у мальчика еще ни инстинкта, ни эрекции, ни осознанности процесса… Он просто играл в то, что увидел на картинке… Но инцидент трагический, у девочки психологическая травма. Да, в случившемся есть вина педагога — недосмотрела. Но информацию о сексе мальчик получил дома. Пожалуйста, оградите детей от информации, которая не соответствует  их возрасту. Совершенно ни к чему давать информацию, провоцирующую развитие сексуальности. Дети не знают, что им потом с этой сексуальностью делать, ни физиологически, ни психологически они к этому не готовы. Осторожнее с информацией. Всему свое время.

Анна Быкова

Комментарии

  • Анна, вот тоже на эту тему писала только что. Перегибы везде плохи 🙂 Нужно, наверное, смотреть на развитие ребенка. Мой старший в 6 лет меня «припер к стенке». Вопрос «откуда берутся дети?» мы с ним обсуждали с 3 лет, он сам интересовался и задавал вопросы все подробнее, пока, обдумав в очередной раз «передачу клеточки» не заявил: «Что-то ты, мама недоговариваешь». Во-первых, мне увиливать дальше было просто нельзя — это подрывало его доверие, во-вторых, я поняла, что иначе ему расскажут в школе сверстники… В садик мы не ходили 🙂
    После прояснения его вопросы прекратились — успокоился. Он был вполне в силах принять правду с техническими подробностями и знает, что условием секса должна быть любовь и брак. Теперь ему 13, и до сих пор не интересуется эротикой даже — вполне нормальный ребенок, а одноклассники во 2-м классе еще порно на телефонах смотрели…

  • Надежда, да, во-первых на развитие ребенка. Во-вторых, на область его интересов. Есть дети математики, а есть дети биологи. Если математикам достаточно знать, что для рождения нужно именно 9 месяцев беременности, за которые ребенок из клеточки вырастает до 3кг 200г, то биологи к вопросу подходят более основательно…
    Излишнее увиливание родителей от вопроса только подогреет интерес. Если ребенок удовлетворен «размытым» ответом, значит пока достаточно. Если продолжает выпытывать, значит уже готов узнать больше.
    «Иначе расскажут в школе» — правильное опасение. Но это опасение к более старшему возрасту относится, нежели примеры из статьи.

  • Меня всегда интересовал вопрос, как объяснить ребенку, откуда рождаются дети? Семилетнему сыну мне стыдно объяснять, что младенец вылазиет из определенной части тела. Дочке (ей 8 лет) же я как-то рассказала «по-секрету», откуда именно.
    Но что делать дальше, когда сын начнет задавать более конкретные вопросы?

  • Александра, я на странице сообщества ВКонтакте разместила «Энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет». Можно посмотреть вместе с ребенком. Авторы очень деликатно раскрывают сложную тему: http://vk.com/lenivaya_mama?w=wall-43719257_725

  • «Родители любят друг друга, лежат рядом, обнимаются, целуются и в какой-то момент клеточка от папы переходит к маме.»

    Я именно так и рассказываю дочке. Хотя она в свои три года продолжает спрашивать — а что это за клеточка и куда она переходит.
    Я объясняю, что когда она вырастет, то все узнает. И еще я показываю ей презентацию по мотивам книги О. Шелопухо «Откуда я взялся».

  • Я тоже своего сына по этой энциклопедии «просвещала». Согласна, что каждому ребенку нужен разный объем информации по взаимоотношению полов.

  • А у нас сын усыновленный. И меня очень мучает вопрос — как ему все преподнести? Скрывать об усыновлении скорее всего не имеет смысла, так как один добрый родственник всем разболтал. Боюсь, что пройдет еще пару лет (сейчас сыну 10 месяцев) и найдется «добрая тетя», которая все ему расскажет. Как быть? Какие слова подобрать?

  • Рассказать правду. Правда — она такая, рано или поздно вскрывается.
    Примерно так: «По какой-то причине твоя родная мама не смогла о тебе заботиться. А мы очень хотели ребеночка, чтобы любить его и заботиться о нем. Поэтому ты с нами, а мы с тобой»

  • А у нас в Швейцарии скоро в обязательном порядке в детсадах будут подробно обо всем рассказывать, в т.ч. о сексуальном насилии — якобы, во избежание педофилии и проч.извращенств… 🙁 Не знаю… у меня старшему почти 4, в сентябре пойдет в садик… а младшая еще через 2 года (тут до 3-4 лет дети дома растут, и садик пока не является обязательным).
    Я пока не искала подробностей о том, в какой форме и сколько информации будет преподноситься. В школах (в нашем кантоне с 6 лет) сексуальное образование введено с начальных классов. Многие родители против, многие — наоборот, на образовательную систему переложили ответственность…
    Я пока стараюсь не думать обо всем этом. Дети мне пока ни разу вопросов не задавали, но если зададут, я уже продумала ответ.

  • Рассказывать о педофилии 4-х летним детям? А зачем? Они в этом возрасте все равно не смогут дать отпор. Мне кажется, лучшая профилактика в этом возрасте — не оставлять своего ребенка без присмотра и не доверять малознакомым людям.
    Сексуальное образование с начальных классов, может и не плохо… Зависит от содержания программы и уровня подготовки педагогов. Если будут рассказывать не о сексуальных позах и оргазме, а о физиологических различиях полов и необходимости соблюдения элементарной гигиены, то почему бы и нет…

  • Спасибо за статью. Задумалась над этим вопросом и вот попалась на глаза статья.
    Дома наш ребенок (4,5 года) может бегать без трусиков, как бы показывая свои половые органы. Такое случается перед или после купания. Мы говорим с мужем, что он уже большой и так делать не надо. Взрослые одевают белье и показывают свои половые органы только врачу, а больше никому нельзя их показывать и разрешать трогать. Задает вопрос почему нужно носить белье. Я отвечаю, что чтобы не попала инфекция. И еще возникла такая ситуация. Ребенок сидел и слушал сказку, я ему подсунула аппликацию из липкой бумаги, сама сижу рядом, за другим столом и вырезаю. Вижу, что он не клеит, спрашиваю почему, он мне: «Мама, не отвлекайся!» Начал возится на столе и в низ упали вещи, я подошла поднять и вижу, что всплыл банер с рекламой какого-то порнографического сайта и Георгий его рассматривает. Я говорю, что ты за ерунду смотришь с усмешкой в голосе. Он: «мама, включи эту ерунду .мне понравилось» Спрашиваю, а что ты там смотрел? Он хлопает меня по попе. Я говорю: » У тебя, что своей нет?» Разговор сошел на нет. Я говорила спокойно, дружелюбно, слегка иронично. Понятно, что я постараюсь поставить фильтры. Но как вести себя в подобной ситуации? И меня удивил его интерес и слова, что ему понравилось смотреть. Когда с родилась он рассматривал ее, я просила этого не делать (мол там ничего интересного — обычная часть тела, как рука или нога), объясняя, что это у нее такой «бантик» (мы так называем половые органы) у всех девочек и у меня они такие, а у мальчиков такие, как у него и у папы.

  • Алена, вы совершенно адекватно отреагировали. Именно так и стоит реагировать: спокойно, дружелюбно, иронично. А интерес сына вполне естественный — обычная реакция на новизну, необычность.

Вверх