Затронув на сайте вопрос о том, как объяснять дошкольникам, откуда берутся дети, я допустила ошибку. Я упустила, что помимо одной крайности, когда родители пугаются этого вопроса и начинают врать, может быть еще другая крайность – когда максимально подробно расписывают весь процесс, рассказывая, в том числе, и о технической стороне зачатия — сексе. В дошкольном возрасте, если ребенок уже поднял вопрос, при каких условиях малыш начинает расти у мамы в животике, вполне достаточно информации, что папа передает маме особую клеточку. Как? Родители любят друг друга, лежат рядом, обнимаются, целуются и в какой-то момент клеточка от папы переходит к маме. Не стоит расписывать, что, как и куда вставляется. Не стоит демонстрировать фильмы с любовными сценами для иллюстрации. В этом вопросе лишняя информированность ни к чему. Всему свое время.
Когда мы знакомим ребенка с цифрами, он дальше начинает пользоваться ими при указании количества предметов, потом при вычислениях, а потом решает задачи. Зона ближайшего развития постоянно расширяется.
Когда мы знакомим ребенка с буквами, мы понимаем, что следующей ступенью будет знакомство со слогами и чтение. Знания применяются на практике.
Когда мы рассказываем ребенку про звезды, возникают новые вопросы об устройстве Вселенной. Ребенок начинает интересоваться астрономией. Ребенок с любопытством рассматривает звездный атлас, удивляется, сравнивая размеры планет. Возникает желание посмотреть на звезды в телескоп. Жадный детский мозг тянется к большей информации.
Когда мы знакомим детей с миром профессий, ребенок начинает в это играть. Он становится водителем, продавцом, поваром, парикмахером. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Он играет во все, что видит.
Когда мы рассказываем ребенку о сексе, что дальше? Что ребенку делать с этими знаниями? Практиковать? Искать новую информацию? Играть в секс?
Такая игра может принять относительно «безобидные» формы. Например, когда девочки в садике раздевают своих барби и кенов и укладывают друг на друга. Или когда они забивают классические трусики себе между ягодиц, изображая сексапильные стринги, и дефилируют в коротких юбках, виляя попой. Может быть хуже, когда мальчик на прогулке начинает валить недоумевающих девочек на траву, падать сверху, делая характерные движения тазом. А еще бывают шоковые, трагические ситуации. Лет пять назад на заседании методического объединения психологов детских образовательных учреждений разбирался случай, когда мальчик шести лет склонил к оральному сексу своего одногруппника, проделывая это в туалете детского сада. Папа мальчика-инициатора не делал табу из информации о сексе и смотрел дома эротические фильмы при ребенке. Папа искренне считал, что воспитывает у ребенка адекватное отношение к сексу, без комплексов, без ханжества. Еще случай. Из другого детского сада и другого города. (Не подумайте, что это распространенные случаи. Не хочу, чтобы сей текст вызвал у мам фобию относительно детских садов). С девочки во время тихого часа, мальчик снял трусы и трогал ее наружные половые органы, пока другой мальчик ее держал. Воспитатель мыла посуду после обеда и из-за шума воды не услышала криков. А потом мальчик снял свои трусы и лег сверху. Конечно, в этом возрасте у мальчика еще ни инстинкта, ни эрекции, ни осознанности процесса… Он просто играл в то, что увидел на картинке… Но инцидент трагический, у девочки психологическая травма. Да, в случившемся есть вина педагога — недосмотрела. Но информацию о сексе мальчик получил дома. Пожалуйста, оградите детей от информации, которая не соответствует их возрасту. Совершенно ни к чему давать информацию, провоцирующую развитие сексуальности. Дети не знают, что им потом с этой сексуальностью делать, ни физиологически, ни психологически они к этому не готовы. Осторожнее с информацией. Всему свое время.
Анна Быкова
Анна, вот тоже на эту тему писала только что. Перегибы везде плохи 🙂 Нужно, наверное, смотреть на развитие ребенка. Мой старший в 6 лет меня «припер к стенке». Вопрос «откуда берутся дети?» мы с ним обсуждали с 3 лет, он сам интересовался и задавал вопросы все подробнее, пока, обдумав в очередной раз «передачу клеточки» не заявил: «Что-то ты, мама недоговариваешь». Во-первых, мне увиливать дальше было просто нельзя — это подрывало его доверие, во-вторых, я поняла, что иначе ему расскажут в школе сверстники… В садик мы не ходили 🙂
После прояснения его вопросы прекратились — успокоился. Он был вполне в силах принять правду с техническими подробностями и знает, что условием секса должна быть любовь и брак. Теперь ему 13, и до сих пор не интересуется эротикой даже — вполне нормальный ребенок, а одноклассники во 2-м классе еще порно на телефонах смотрели…
Надежда, да, во-первых на развитие ребенка. Во-вторых, на область его интересов. Есть дети математики, а есть дети биологи. Если математикам достаточно знать, что для рождения нужно именно 9 месяцев беременности, за которые ребенок из клеточки вырастает до 3кг 200г, то биологи к вопросу подходят более основательно…
Излишнее увиливание родителей от вопроса только подогреет интерес. Если ребенок удовлетворен «размытым» ответом, значит пока достаточно. Если продолжает выпытывать, значит уже готов узнать больше.
«Иначе расскажут в школе» — правильное опасение. Но это опасение к более старшему возрасту относится, нежели примеры из статьи.
Меня всегда интересовал вопрос, как объяснить ребенку, откуда рождаются дети? Семилетнему сыну мне стыдно объяснять, что младенец вылазиет из определенной части тела. Дочке (ей 8 лет) же я как-то рассказала «по-секрету», откуда именно.
Но что делать дальше, когда сын начнет задавать более конкретные вопросы?
Александра, я на странице сообщества ВКонтакте разместила «Энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет». Можно посмотреть вместе с ребенком. Авторы очень деликатно раскрывают сложную тему: http://vk.com/lenivaya_mama?w=wall-43719257_725
«Родители любят друг друга, лежат рядом, обнимаются, целуются и в какой-то момент клеточка от папы переходит к маме.»
Я именно так и рассказываю дочке. Хотя она в свои три года продолжает спрашивать — а что это за клеточка и куда она переходит.
Я объясняю, что когда она вырастет, то все узнает. И еще я показываю ей презентацию по мотивам книги О. Шелопухо «Откуда я взялся».
Я тоже своего сына по этой энциклопедии «просвещала». Согласна, что каждому ребенку нужен разный объем информации по взаимоотношению полов.
А у нас сын усыновленный. И меня очень мучает вопрос — как ему все преподнести? Скрывать об усыновлении скорее всего не имеет смысла, так как один добрый родственник всем разболтал. Боюсь, что пройдет еще пару лет (сейчас сыну 10 месяцев) и найдется «добрая тетя», которая все ему расскажет. Как быть? Какие слова подобрать?
Рассказать правду. Правда — она такая, рано или поздно вскрывается.
Примерно так: «По какой-то причине твоя родная мама не смогла о тебе заботиться. А мы очень хотели ребеночка, чтобы любить его и заботиться о нем. Поэтому ты с нами, а мы с тобой»
А у нас в Швейцарии скоро в обязательном порядке в детсадах будут подробно обо всем рассказывать, в т.ч. о сексуальном насилии — якобы, во избежание педофилии и проч.извращенств… 🙁 Не знаю… у меня старшему почти 4, в сентябре пойдет в садик… а младшая еще через 2 года (тут до 3-4 лет дети дома растут, и садик пока не является обязательным).
Я пока не искала подробностей о том, в какой форме и сколько информации будет преподноситься. В школах (в нашем кантоне с 6 лет) сексуальное образование введено с начальных классов. Многие родители против, многие — наоборот, на образовательную систему переложили ответственность…
Я пока стараюсь не думать обо всем этом. Дети мне пока ни разу вопросов не задавали, но если зададут, я уже продумала ответ.
Рассказывать о педофилии 4-х летним детям? А зачем? Они в этом возрасте все равно не смогут дать отпор. Мне кажется, лучшая профилактика в этом возрасте — не оставлять своего ребенка без присмотра и не доверять малознакомым людям.
Сексуальное образование с начальных классов, может и не плохо… Зависит от содержания программы и уровня подготовки педагогов. Если будут рассказывать не о сексуальных позах и оргазме, а о физиологических различиях полов и необходимости соблюдения элементарной гигиены, то почему бы и нет…
Спасибо за статью. Задумалась над этим вопросом и вот попалась на глаза статья.
Дома наш ребенок (4,5 года) может бегать без трусиков, как бы показывая свои половые органы. Такое случается перед или после купания. Мы говорим с мужем, что он уже большой и так делать не надо. Взрослые одевают белье и показывают свои половые органы только врачу, а больше никому нельзя их показывать и разрешать трогать. Задает вопрос почему нужно носить белье. Я отвечаю, что чтобы не попала инфекция. И еще возникла такая ситуация. Ребенок сидел и слушал сказку, я ему подсунула аппликацию из липкой бумаги, сама сижу рядом, за другим столом и вырезаю. Вижу, что он не клеит, спрашиваю почему, он мне: «Мама, не отвлекайся!» Начал возится на столе и в низ упали вещи, я подошла поднять и вижу, что всплыл банер с рекламой какого-то порнографического сайта и Георгий его рассматривает. Я говорю, что ты за ерунду смотришь с усмешкой в голосе. Он: «мама, включи эту ерунду .мне понравилось» Спрашиваю, а что ты там смотрел? Он хлопает меня по попе. Я говорю: » У тебя, что своей нет?» Разговор сошел на нет. Я говорила спокойно, дружелюбно, слегка иронично. Понятно, что я постараюсь поставить фильтры. Но как вести себя в подобной ситуации? И меня удивил его интерес и слова, что ему понравилось смотреть. Когда с родилась он рассматривал ее, я просила этого не делать (мол там ничего интересного — обычная часть тела, как рука или нога), объясняя, что это у нее такой «бантик» (мы так называем половые органы) у всех девочек и у меня они такие, а у мальчиков такие, как у него и у папы.
Алена, вы совершенно адекватно отреагировали. Именно так и стоит реагировать: спокойно, дружелюбно, иронично. А интерес сына вполне естественный — обычная реакция на новизну, необычность.