Альтернативный вопрос

Есть такой прием «альтернативный вопрос».  Он встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют «выбор без выбора»

Когда спрашиваешь у ребенка: «Ты будешь есть кашу со сгущенкой или с вареньем?» Он делает выбор, автоматически давая согласие на кашу.»Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?»
«Ты сегодня будешь с пеной купаться или без? Выбирай.»

Прием хорошо работает до тех пор, пока ребенок не поймет, что он может не делать выбор. И тогда мама услышит: «Я вообще не буду есть кашу!» «Я не хочу сегодня гулять!» И тогда придется либо соглашаться, либо подключать другие приемы убеждения…

Оказывается, есть еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом. Мне Сашка ее вчера продемонстрировал)))
Он сказал: «Мама, выбирай: мы с тобой сегодня стряпаем печенье или ты сейчас идешь за чупа-чупсом!»

Дети довольно быстро, в том числе и на примере этого приема, учатся отличать мнимый выбор от реального. И на подобные уловки в возрасте 4х лет уже не ведутся.  Хорошо, если не ведутся…

Печально, если человек продолжает вестись на этот прием во взрослом возрасте. Например, покупает то, что ему в принципе не нужно, после вопроса коммивояжера «Вы сейчас наличными расплатитесь или мы проедем к нам в офис и оформим кредит?»

психолог Анна Быкова

Комментарии

  • А я очень рада, что мой ленивый муж ведется на это;). Хоть какая-то помощь по дому (и не только) мне обеспечена!

  • А разве это не манипуляция? Это нормально — так выстраивать отношения с ребенком? А если он действительно привыкнет, что у него нет выбора?

  • Ой, без иллюзий, пожалуйста. Нормальный ребенок очень быстро понимает, что он может вообще не делать выбора. И в тексте я как раз об этом написала и пример привела.

  • А мне как раз понравился альтернативный вопрос. Это даже интересно: всегда предоставлять ребёнку право выбора. Это заставляет самостоятельно размышлять.

  • Я проработала долгое время в продажах ))) в конце диалога очень часто задавала вопрос : вы оплачивать будете наличными или кредитной картой ? И реально , процентов 70 на это ведутся. Точнее, если бы они не хотели., они бы не купили , и не пришли бы в нашу компанию , в принципе. Мы таким образом их подталкивали к более быстрому принятию решения. Всему этому нас обучали на разных тренингах по продажам )))

Вверх