Воспитывать финансовую самостоятельность очень важно. Речь идет не только об умении зарабатывать (работать ребенок начнет еще не скоро). Финансовая самостоятельность — это когда человек с умом распоряжается деньгами, которые у него есть. Чтобы в студенчестве стипендия, на которую нужно прожить месяц, не улетала за два дня.
Финансовое воспитание начинается тогда, когда ребенок становится покупателем. Он еще не оплачивает товар, но уже выбирает. И на этом этапе можно обсуждать с ребенком количество, качество, стоимость, целесообразность покупки. Это можно практиковать, начиная с дошкольного возраста.
Второй этап –появление карманных денег. Этими деньгами распоряжается сам ребенок. Родители могут что-то советовать, но решение, куда их тратить остается за ребенком. Сумма должна быть такая, чтобы у родителя не возникало желания непременно проконтролировать, на что ее потратили. Суть карманных денег — в свободе распоряжаться ими по своему усмотрению. В нашей семье дети получают карманные деньги вместе со статусом школьника. В первом классе это возможность сбегать на перемене в школьный буфет, купить ирисок или булочку. Или за месяц накопить на новый конструктор. На дни рождения обычно дарим деньги. В дошкольном возрасте это были сертификаты в магазин игрушек, а сейчас наличные деньги. Это дает возможность принять решение самому. Просто наблюдение: когда ребенок покупает кроссовки «на свои деньги», то есть на подаренную сумму, он совсем иначе к ним относится. Более бережно. Не нужно напоминать, что их следует помыть или просушить.
Следующий этап – ребенок что-то покупает не только для себя, но и для всей семьи. Продукты на ужин, например. Сначала по списку, потом по желанию. Без курьезов не обходится. Однажды в доме был ремонт, газ отключали. Я попросила детей купить еду в отделе готовой продукции, чтобы просто разогреть в микроволновке и поужинать. Сходили в магазин, принесли газировку, булочки, печенье, конфеты. Очень радостные вернулись. Смотрю на это великолепие и спрашиваю: «Классно, а что у нас на ужин?» Задумались: «Мы про еду забыли. А давай мы еще раз сходим?» «Нет, бюджет ужина выбран». Сейчас уже отличают формулировки «Купи что-нибудь поесть» и «Купи что-нибудь к чаю».
Вообще, слово «бюджет» у нас часто в ходу. Бюджет выходного дня, бюджет поездки, бюджет похода в кафе. Я называю сумму, которую готова потратить, исходя из своих финансовых возможностей. Задача детей — выбрать развлечения или угощения так, чтобы в эту сумму уложиться. Кстати, благодаря этому формируется прекрасный навык устного счета. Оба сына могли в уме складывать трехзначные числа уже к первому классу.
Следующий этап – объяснять, почему бюджет именно такой. Разговаривать о доходах и расходах семьи. Объяснять разницу между пассивным и активным доходом. Объяснять, что расходы бывают «необходимые», «приоритетные». Рассказывать про возможности накопления и про важность финансовой «подушки безопасности».
Анна, спасибо за статью. Мне очень нравится, что это можно применять не только к детям, но и к себе 🙂