Утренник в детском саду. Родители в зале с камерами, фотоаппаратами, планшетами и смартфонами, готовые запечатлеть появление своего нарядного ребенка. Дети под торжественную музыку парами входят в зал.
Первым идет мальчик Миша, важно ведя под руку партнершу. Потом мальчик Миша громко и с выражением объявляет о начале концерта. После коллективного танца Миша читает длинное стихотворение, удивляя не по годам хорошей дикцией. Потом он участвует в сценке, где у него главная роль. (Ну, очень артистичный мальчик!) А потом он поет песню. Песня исполняется всеми ребятами хором, но Миша при этом стоит в первом ряду по центру, имеет сольную партию и подыгрывает на барабане…
Последним идет мальчик Витя. И хоровую песню он исполняет, стоя в последнем ряду. И в танцах его педагоги стараются поставить подальше от зрителей, потому что он склонен забывать движения. И стихотворение ему не дают учить, потому что есть логопедические проблемы. Ну, разве что две строчки… И в сценках Витя не участвует. Потому что у Миши это лучше получается.
И так каждый утренник…
Не надо так.
Утренник в детском саду – это не шоу талантов, не конкурсная программа и не отчетный концерт для методиста. Здесь нужно стараться не на общее впечатление от выступления по принципу «раздадим ведущие роли способным детям, а неспособных спрячем за их спинами», а на личный результат каждого ребенка. Дети в садике должны иметь равные возможности участия в утренниках даже при разных способностях. Не важно, что говорит он тихо, картавит, шепелявит, забывает движения – он тоже может участвовать в сценке и примерить на себя какую-то роль. Просто потому, что ему тоже важен этот опыт для развития. Понятно, что в рамках одного утренника на всех ролей может не хватить по сценарию. Значит, в другой раз, на другом утреннике, пусть будут участвовать в сценке другие дети. Чтобы никого не забыть, педагогу можно вести график, отмечая, какой ребенок в какой деятельности поучаствовал. Так, чтобы каждый ребенок в течение года и в сценке поучаствовал, и стихотворение рассказал, и в роли конферансье выступил, объявив следующий номер программы, и песню спел не только хором, но и сольно или хотя бы квартетом, или хотя бы рядом с поющими постоял и постучал на барабане. Я не люблю детсадовские утренники, на которых «звездят» одни и те же дети, а остальные только в массовке мелькают.
Плохо, если мальчик Витя с детского сада прочно усвоит, что он всегда последний, что его место – в последнем ряду. Даже если однажды ему представится возможность встать первым, он, вероятно, уйдет на свое привычное место…
Думаете, мальчику Мише хорошо? Нет, тоже плохо. Потому что у него формируется предрасположенность к нарциссической травме. Он привыкнет быть всегда первым. Но однажды, когда-нибудь в школе или в институте, он не сможет быть первым и вылетит в травму, потому что у него не было иного опыта, кроме как быть первым.
Психологически здоровая личность – гибкая. Спокойно воспринимает любые перемещения. И взлеты, и падения, и славу, и забвение.
Поэтому важно, чтобы у ребенка был разный опыт даже просто на телесном уровне:
- Шагать первым, вести за собой остальных — и быть замыкающим колонну
- Стоять в первом ряду, чувствуя за спиной своих товарищей — и стоять за спинами других
- Стоять в толпе, в окружении других людей — и стоять одному, в центре зала, ощущая на себе внимание всех
У нас тоже есть парочка звезд, но в принципе привлекают всех по возможности(смотрят в том числе и на то, как часто ребенок болеет) И очень много коллективных номеров, когда все равны. Да и родители бы возмущались, если бы их ребенка все время задвигали. У нас в этом плане полная демократия. Повезло, я думаю. Сама в детстве играла снегурочку в утреннике — воспоминания на всю жизнь о репетициях и жаркой шубе, в то время как снежинки все нарядные, легко одетые. А я вся такая потная…
А есть ли способы «борьбы» с воспитателями и методистами, которые склонны к такому продвижению звезд?
Да, есть. Я, когда увидела такую ситуацию, подошла с этим вопросом к воспитателям. Они сказали: «Мы вас понимаем, но у нас такая политика администрации» Тогда я пошла к администрации. Привела те же аргументы, что и в статье. Спросила, с кем мне еще поговорить. Мол, если надо, я готова выступить на собрании методического объединения музыкальных руководителей. Заведующая сказала, что больше никуда ходить не надо. После чего мой ребенок и спел, и сплясал, и на ложках сыграл, и в роли конферансье выступил.
Детские выступления — это всегда очень интересно.
В данной ситуации родителям следует общаться с воспитателями и методистом и добиваться, чтобы ребенок принимал активное участие в утренниках. Если родители будут молчать, то и ситуация не изменится.
Че т вспомнил первый утренник своей дочки… аж как-то прослезился )))
Сталкивалась и я с такой проблемой.
Аргумент воспитателей: «Мы предложили, он сам не захотел; мы не хотим давить на ребенка, это вы хотите, чтобы он выступал, а сам он не хочет, ему это не надо».
В результате «поднадавила» я. Хотя, было непросто — детский садик серьезный, оспитатели опытные, образованные, а я совсем в другой области специалист. Но решила все-таки довериться своему представлению о том, чего хочет мой ребенок. В итоге мы получили первую серьезную роль, сделали прекрасный костюм, много репетировали, даже выступали в костюме перед большой аудиторией дома, чтобы снять возможное напряжение от зала. На празднике все прошло великолепно, мой ребенок был одним из самых артистичных — судя по аплодисментам, так казалось не только мне. Сын был счастлив, повторял свой номер много раз уже после праздника, а его фото в костюме до сих пор (с 8 марта) висит у нас на кухне на торжественном месте — не дает снимать.
С тех пор мой ребенок попал в число «звезд». На выпускном было аж 3 роли — ничего не репетировали дома, особо никак не готовились, разве что с костюмами я снова постаралась. В общем, все прошло легко и великолепно.
Мои выводы:
1. Я правильно сделала, что послушалась собственной интуиции, а не воспитателей. Хотя, надо отдать должное — воспитатели толковые, хорошо образованные, опытные, много ценных советов мне дали в других ситуациях, но конкретно в этой права оказалась я (цель «ребенок счастлив» достигнута). Жаль, не сделала раньше — до этого года была плотно занята работой, на все праздники ходили бабушки, они проблему диагностировали, но решить почему-то не смогли.
2. В дорогих детских садиках — такие же косяки, как и во всех остальных. Со своим-то я разобралась, а несколько детей за весь год так и не нашли своих ролей в детсадовских праздниках… Слава богу, в этом году я имела возможность посвятить реально много времени своему старшему. Теперь с ужасом думаю о школе. Если цена, бренд, отзывы не дают никаких гарантий, если надо ходить не только на все праздники, а и на разные занятия, чтобы получить адекватное представление о ситуации и внести необходимые корректировки — то с работой руководителя-наемника это не сочетается никак. Анна, что Ваш опыт подсказывает?
Ваш выступил, а другой? У которого родители не дошли до администрации?
А родители другого тоже могут дойти до администрации, если для них это важно.