О чем не надо постоянно спрашивать ребенка

Лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос «Как он сегодня кушал?»
Вопрос часто задается с тревогой в голосе в присутствии ребенка, который в этот момент по мнению некоторых родителей должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу…
Отвечать мне в таких случаях хотелось цитатами известного доктора Комаровского: «Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть» и «Единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода».
Не спрашивайте: «Что ты сегодня ел?». Спросите:  «Что было самым интересным?»

Так же очень рекомендую отказаться от регулярного вопроса: «Тебя сегодня никто не обижал?»  Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что  в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, ребенок акцентирует свое внимание на «обидных» действиях одногруппников, может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит: «Тебя не обижали?»
Спросите лучше: «С кем ты сегодня играл?»

Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: «Что ты сегодня получил?»
Ожидаемый ответ – перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Формальный подход.
Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки… Спросите кроме этого: «Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?» И мой любимый вопрос: «А если бы прожить день заново, что бы ты поменял?» Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.

Еще пример не самого удачного  дежурного вопроса: «Как успехи?»  Этот безобидный вопрос  меня саму в детстве очень раздражал. Потому что успешным был не каждый день, а вопрос рождал ощущение, что я обязана быть ежедневно с успехами… И еще негативный момент: у меня сформировалось внутреннее убеждение, что делиться можно только успехами. Это сейчас я понимаю, что делиться можно и нужно не только достижениями, но и трудностями, и разочарованиями. (Но для этого мне понадобились годы обучения психологии и опыт личной психотерапии)

психолог Анна Быкова

Комментарии

  • И правда, вопрос «Как успехи?» очень раздражает детей, мои сын и дочка очень не любят когда я так спрашиваю.

  • ))) А я с недавних пор подругу укоряю. Она, когда я звоню, сразу спрашивает: «Что случилось?» Это не то что я женщина-проблема, а просто у неё стиль общения поменялся, либо у неё тревожность повысилась. Это немного пугает.

  • Еще один дурацкий вопрос, который последнее время любят задавать родители детям, когда уходят от них, оставляя детей в садике: «Ну что, солнышко, я могу идти? Я пойду?». Как будто ребенок может решить, может мама уходить или еще не может.

  • Анна, ДД! Хочу приобрести вашу книгу в электронном виде. «Мой ребенок с удовольствием ходит в сад. Можно ли это сделать?

  • Добрый день, Ирина. Права на распространение книги принадлежат издательству. Насколько я знаю, электронный вариант они пока не выпустили.

  • Меня отец прямо пытал после садика и школы, не обижал ли никто. «Не может же такого быть, чтобы никто не обижал». Сильно ругался, допытывался, в конце концов мне приходилось придумывать, кто как меня обижал.

Вверх