Как понять, хорошо ли ребенку в детском коллективе?

8«Тамара Петровна очень-очень хороший воспитатель» — сжав зубы говорила девочка Даша,  при этом агрессивно раскрашивая цветок черным цветом, так сильно нажимая на карандаш, что он даже сломался. Цветок, по заданию, был образом воспитательницы. «Нарисуй воспитательницу в виде цветка и расскажи о ней» На уровне сознания девочка повторяла фразу, которую много-много раз слышала от взрослых, и, кажется,  даже поверила им. Но рисунок выдал ее истинные чувства. Чем в этом случае замечателен прием, когда мы рисуем людей в образе цветов, а не человечков? Черное платье на воспитателе могло появиться в рисунке просто как отражение реальности, если педагог действительно часто носит одежду черного цвета. Но где вы видели цветы черного цвета? Черный цвет в этом случае показатель резкого неприятия девочкой воспитателя. И то, как Даша цветок раскрашивала, с каким нажимом, с какой эмоцией — тоже показательно. Вот почему я предпочитаю всякие диагностические фишки прямым вопросам. А потом мы рисовали в виде цветов ребят из группы. Порадовало, что больше черных цветов не появлялось…

Для диагностики комфортности пребывания ребенка в детском коллективе я использую разные техники, в основе которых рисунок, аппликация, игра, сказка. Они помогают найти ответ на вопросы:

  • Хорошо ли ребенку в детском коллективе?
  • Насколько комфортные у него отношения с другими ребятами?
  • Как к нему относится педагог?
  • Есть ли у него друзья? Много ли их?
  • Не чувствует ли он себя изгоем?

Если хотите, я и вас научу диагностировать состояние ребенка, не задавая ему прямых вопросов. Техники, которые выручают в разных случаях:

  1. Когда ребенок еще плохо разговаривает
  2. Когда ребенок в принципе не разговорчив, скрытен
  3. Когда ребенок сам не осознает причину дискомфорта и поэтому не может ее озвучить

Все свои секреты  с примерами я изложила в новой книге, которая называется: «Хорошо ли ребенку в детском коллективе?»

child-life

 

Прочитав ее, вы узнаете, как с помощью игры, сказки, рисунка, аппликации узнать ответ на этот и другие вопросы:

  • Что можно сделать, чтобы улучшить отношения с другими детьми?
  • Как арт-терапия помогает сплотить коллектив?

В книге  собраны различные арт-терапевтические идеи для диагностики и коррекции отношений ребенка с коллективом.

Рекомендую для родителей дошкольников и младших школьников, педагогов и психологов, работающих с детьми.

Стоимость книги 150 руб.

Купить
Если не найдете удобного для себя способа платежа или интересует оплата в другой валюте,  пишите мне  anna-bykova@inbox.ru  договоримся

Комментарии

  • Добрый день. Я мама сына возраст 2.10 года, он более месяца посещаем детский сад. Сейчас появились проблемы в поведении сына
    1.основной страх что мама не придет( по дороге в сад он плачет «ты не  придешь за мной» этой фразой он доводит себя до истерики- распрашивала его с чего он это взял, сказал что это им воспитательница так сказала). Воспитательница говорит, что может долго сидеть и скулить что мамы нет. Ложится спать со словами «я маму подожду она придет», на прогулки часто садится в домик со словами «я здесь буду маму ждать»
    Когда идем в сад я ему говорю, что сейчас я поеду на работу, а он на свою работу идет. Что в саду он побудет чуть-чуть и я за ним приду . Придумали ретуал сним когда прощаемся( делаю акцент что так делаем только мы что это наш секрет)
    Воспитатели говорят,что плачет только в начале потом отвлекается и играет, что ведет себя хорошо, ест уже сам( в первые недели они его кормили или до кармливали)
    2. Стал очень агрессивный( при молейшем раздражении или небольшой не удаче ребенок начинает злится и замахиваться руками в попытки ударить, все это сопровождается смовами «сейчас я тебе там»), с мужем распрашиваем кто тебя так научил говорит мальчик из сада. Объясняем что это плохо драться нельзя, что нам так не приятно… Реакции никакой

    3. Появились страхи перед хождением в туалет ( дома ходит на горшок, в саду на унитаз, говорит что их ругают когда писают мимо), основной страх что мама не придет( по дороге в сад он плачет «ты не  придешь за мной» этой фразой он доводит себя до истерики- распрашивала его с чего он это взял, сказал что это им воспитательница так сказала) Сын очень домашний ребенок тяжело происходили растования с мамой( даже с бабушками не хотел гулять )

    • Через агрессию ребенок может избавляться от эмоционального напряжения, в котором он находится в период адаптации. Предложить другие способы снятия напряжения. Шутливая возня с папой, имитация борьбы, подушечный бой. Расслабляющая теплая ванна и легкий массаж перед сном.
      Очень надеюсь, что воспитатель не сказала что-то типа этого: «Если будешь плакать, мама не придет». Вы приходите за ребенком в одно и то же время? Если в группе есть большие настенные часы, то можно выучить расположение стрелки часов в момент, когда мама приходит. Например, мама придет, когда маленькая стрелка подойдет к цифре пять. Таким образом вручаем ребенку ощущение контроля над ситуацией.

      • Добрый день. В первое время около месяца ребенку нравилось в саду ходил с удовольствием. А в какой-то момент все изменилось, начала распрашивать говорит воспитатель сказала, что мама за вами не придет. После этого он очень боится идти в сад, говорит что воспитатель кричит на деток и он боится. (воспитатель действительно очень громко и резко разговаривает даже со взрослыми, не стесняется даже на родителей покрикивать) это относится только к одному воспитателю вторая более мягкая и тихая.
        Ребенка начинает трясти (в прямом смысле от страх что ему надо идти к этому воспитателю), когда привожу его в сад.
        Уже появилась мысль может постараться перевод сделать в другой сад( понимаю, что никто не гарантирует, что в другом саду будут лучше воспитатели), стоит ли этим заниматься
        Как помочь ребенку

        • Ольга, добрый день. Возраст ребенка?

          • Мальчик 2.11 года

          • Можно объяснить, что у педагога просто такой голос. Придумать сказку, о том, как где-то в птичьем царстве жила-была птичка с очень мерзким карканьем. Ее все боялись и никто не хотел с ней дружить, от этого птичка очень страдала. Но однажды она кого-то спасла, кому-то помогла, и все увидели, что хоть голос у нее мерзкий, но сердце доброе. Сердце — главнее, а к голосу привыкнуть можно.
            Но это для ребенка, чтоб снять у него страх воспитателя. А по поводу манеры общения воспитателя поговорить с заведующей.

          • Добрый день. Прочитала вашу книгу Детки в садике, получила много ответов на вопросы которые возникли в садике. Поняла какие ошибки сделала, надеюсь что все изменится в лучшую сторону.
            Попробую в изменить отношение к воспитателю(по совету из книги), с ребенком проводить сказку-терапию. Подскажите как можно понять насколько комфортно ребенку в коллективе и с воспитателем? Буду наблюдать за ребенком и анализировать происходящее.
            Крайний вариант перевод в другой сад

          • Ольга, добрый день!
            Можно поиграть дома с ребенком в детский сад. В игре будет видно, как взаимодействуют игрушки-дети с игрушкой-воспитателем.

  • Анна, спасибо за статью. Прочитала еще давно, но вспомнила вчера вечером. Играли с сыном в наклейки: а ему даю наклейку цыпленка и предлагаю приклеить его к курочке-маме в любое место. Сын (2 года ровно) уверенно клеит цыпленка поверх головы курицы, четко по цетру. Сразу пришла в голову аналогия с цветами и воспитателем, когда девочка склеила свой поверх, показывая свое влияние. Это то же самое или я зря ищу скрытые мотивы?

    • Ксения, возможно, что ребенок очень буквально воспринял фразу «приклеить к курочке-маме»

Комментарии в соц сетях

Вконтакте

Facebook

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх