Развитие творчества. Главное — не мешать!

Развитие творчества

Порой мне кажется, что лучший способ развить ребенка — это не мешать ему.

Со старшим сыном я занималась с утра до вечера. Каждый день мы что-то рисовали, лепили, вырезали, клеили. Как истинный педагог, я планировала заранее на каждый день, чем мы будем заниматься, и делала заготовки для поделок, искала интересные идеи в литературе и интернете. И получилось так, что вся изобразительная деятельность Арсения в том нежном возрасте велась по инициативе мамы и при участии мамы. Усидчивость и исполнительность при таком подходе развились, а вот любовь к творчеству я не привила и фантазию ребенка не раскрыла…

С младшим сыном другая жизненная ситуация: у мамы просто нет времени, чтобы планировать и готовить занятия на каждый день. Зато у ребенка в свободном доступе есть пластилин, краски, бумага, ножницы, клей-карандаш. Ребенок как-то сам себя занимает. С удовольствием лепит, рисует, делает аппликации.

Вчера в детском саду воспитатель сказала, что Сашка единственный из группы, который все работы делает полностью сам. Даже ножницами вырезает без помощи воспитателя. «Обычно родители боятся детям ножницы давать. Им только в руки ножницы дай — пойдут кружочки на шторах вырезать» — воспитатель у нас опытный, знает, что бывает в таких случаях))

И тут мне стало смешно и радостно. У меня тоже на шторе в детской «окошечки» Сашкой вырезаны. А на стенах когда-то плясала кисточка с гуашью. А в ковровое покрытие втоптан пластилин всех цветов. И диванчик фломастерами разрисован. Вот к чему приводит неконтролируемое мамой творчество)))
Шторы потом заменю. Обои — переклею. Зато Сашка с удовольствием творит по собственной инициативе!

Может сложиться впечатление, что с ребенком не надо заниматься… Нет, надо! Иначе как же он поймет, зачем нужен клей, как нужно держать ножницы и пользоваться красками.

Заниматься с ребенком надо, но не надо занимать все его время — это две крайности, а гармоничное воспитание — путь середины, постоянный поиск баланса.
Показали, дали знание, сформировали представление — и отошли в сторону, предоставив возможность.

Для себя я сделала вывод, что творить с ребенком лучше рядом, когда каждый выполняет свою работу. Знаю за собой скверную особенность лезть с советами и исправлениями «как лучше». Поэтому предпочитаю сразу занять свои руки, чтобы не мешать ребенку. Второй плюс параллельного процесса — у ребенка есть перед глазами образец деятельности.

Например, так мы лепили сувенирчики на Год Змеи из пластики. Нравится мне этот материал. Лепить так же просто, как из пластилина. А потом готовые поделки нужно погреть 3-10 мин. в духовке и они становятся твердыми, как пластмасса.

my
мои змейки
Alex
Сашкины змейки

Комментарии

  • Вам не кажется, действительно лучший способ развить — не мешать:) Рождаются все гениями — это мы их делаем серостями своим «воспитанием».
    Не удержусь — у меня на блоге есть статья «О творчестве и детях». Можете посмотреть, если интересно:)

  • И я в последнее время стараюсь не слишком контролировать действия дочки и не помогать, где не надо.
    При этом вижу, что она своим умом доходит, а если уж не получается — зовет на помощь.

  • Тоже стараюсь меньше контролировать творчество дочери. Правда обои и мебель разрисованы. Когда вижу, что просто ходит и балуется — забираю и убираю повыше. Теперь любимое занятие — это клей и ножницы. Правда стоит купить клей карандаш, а то ПВА понравилось выдавливать.

Вверх