
Я не встречала ни одного ребенка 2-3 лет, который бы считал, что не умеет рисовать. Умеет. Только дайте ему краски. Почему же многие взрослые считают, что «не умеют рисовать» или «плохо рисуют»? Когда и в каком возрасте происходит эта переоценка своих возможностей? Детский сад? Школа?
Для меня фраза — «я не умею рисовать» — звучит так: «Я не умею рисовать так, как ожидают другие» (Хотя другие, может, и не строят никаких ожиданий) Или так: «Я боюсь оценочных суждений других».
— Почему ты решил, что не умеешь рисовать?
— Я не умею рисовать так, чтобы было похоже
Так и не надо «похоже». Для «похоже» есть фотоаппарат. «Я не умею рисовать, потому что не передаю объем, правильные тени, оттенки, движение» — в этом мне слышится обусловленность. Попытки самому придумать себе рамки и вздохнуть, что, мол, в рамки не вписываюсь. Это ведь не только про умение рисовать. Как мы проявляем себя и как чувствуем себя в творчестве, очень похоже на то, как мы проявляем и чувствуем себя в жизни.
Посмотрите на картины Малевича или Пикассо. Где там «чтобы было похоже»?
Если этого примера вам покажется мало, рассмотрите другие работы, набирая в поиске жанры: абстракционизм, примитивизм, пуантилизм, кубизм, лучизм, супрематизм, авангардизм. И еще «галерея наивного искусства» или «галерея символического искусства». Работы очень разные и очень смелые. И далеко не везде есть объем и правильные тени. Художники не думают, правильно они рисуют или не правильно, похоже или не похоже. Они творят, как хочется.
Рисуйте смелее. То есть, живите смелее. Мы все умеем рисовать. Просто каждый рисует в своей манере. Найти свою манеру и признать за собой право рисовать именно так — это как найти себя, жить так, как самому нравится, а не «чтобы было похоже»
Тогда где же грань между трезвой оценкой своих способностей и низкой самооценкой? Есть объективный факт и есть субъективное восприятие. «Я умный» — субъективное восприятие себя. Есть статус «кандидат наук» — объективный факт. «Я не кандидат наук» — трезвая оценка себя с опорой на объективный факт, которая не мешает продолжать считать себя умным. «Я буду считать себя умным только тогда, когда стану кандидатом наук, а пока что я дурак и бездарь» — обусловленное восприятие себя, низкая самооценка.
Еще пример. Есть кем-то придуманные стандарты красоты: рост от 180см, 90-60-90. Но это не мешает многим девушкам с невысоким ростом, маленькой грудью, толстой попой считать себя красавицами. А есть другие, не менее симпатичные, но с обусловленным восприятием себя: «Я буду красивой, только когда похудею» или «Я красивая только когда на высоких каблуках»
Есть объективный факт: я не умею танцевать фламенко или ча-ча-ча. Но это ничуть не мешает моей личной уверенности, что я умею танцевать. Умею, люблю и танцую в свое удовольствие так, как просит моя душа и мое тело.
Я не умею рисовать так, как Шишкин, как Айвазовский или Верещагин. Но моего умения достаточно, чтобы передать в рисунке то, что я чувствую. А вы умеете жить рисовать жить?
P.S. Приходите ко мне на тренинг по арт-терапии в Москве 19-20 ноября. Будем учиться рисовать и жить.
Да-да! А я вот НЕ УМЕЮ РИСОВАТЬ! когда это стало для меня истиной, не помню… но в этом учебном году я на примере взаимоотношений моей дочери и моего отца (её дедушки) увидела, как его требование рисовать так, «чтобы было похоже» убило в дочке все желание рисовать! в начале учебного года она «малевала» размашистые картины и по три штуки за урок. К концу года — могла ничего не нарисовать, а просто пробаловаться, чем снова вызывала негодование деда))) Дед получился каким-то тираном, хотя на самом деле обожает внучку и желает её добра: красиво рисовать и быть послушной.
Недавно заметила, что мне нравится помогать доче рисовать, порой и для себя листочек бумаги беру )))
В дошкольном возрасте я очень хорошо рисовала и все восхищались моими рисунками. Но со временем я становилась все более неуверенной в себе и рисовала все хуже. Сейчас уже взрослая тетка. Очень хочется рисовать, но не разрешаю себе, так как считаю что получается плохо! Накупила кучу красок и кистей, но не могу взять их в руки… И такая неуверенность во всем…
Ирина, главное начать!Вот здесь, в моем паблике, я сделала подборку работ профессиональных художников: http://vk.com/lenivaya_mama?z=album-43719257_198640866. Попробуйте для начала скопировать какую-нибудь из работ. Появится уверенность. А дальше уже можно творить, как душе угодно. Приходите на тренинг по арт-терапии — это мощный стимул, чтобы начать рисовать.
Моя нереализованная мечта – художественная школа. В детстве я очень любила рисовать, делала это с удовольствием: до сих пор на стенах в деревянных рамах висят мои «щедевры». Однако по объективным причинам не было возможности заниматься живописью «профессионально», поэтому вскоре я забросила и кисть и мольберт в дальний пыльный угол. Сейчас я мама, моему сынишке 1 год и 10 месяцев, он не проявляет ни малейшего интереса ни к краскам, ни к кисточкам, ни мелкам, ни карандашам. А мне так хочется рисовать с ним вместе….
Я не умею рисовать…С одной стороны, я конечно согласна, что рисовать можно по-разному, но с другой стороны, как по мне, все равно должна быть какая-то реалистичность, ну то есть пусть кот не будет похож на настоящего кота, пусть это не реализм, но кот должен хотя бы отдаленно напоминать кота, хотя бы очертаниями, хоть как-то. А я не уверена, что могу это отобразить. Мне кажется, во многом умение рисовать очень связано с природной наблюдательностью: кто-то видит и может потом отобразить, что увидел, а кто-то (вроде меня) не может потом представить, что увидел)))
София, а вы рисуйте. Просто так, для себя. Может быть и у ребенка, глядя на вас, интерес проснется. Я недавно по настроению села рисовать. Пейзажик. Вид с моего балкона. Не прошло и пяти минут, как младший сын устроился рядом со своим альбомом и стал таскать у меня мелки пастели. Правда рисовал он не соседние дома и деревья, а роботов)
А я вот уверена, что у вас получится нарисовать кота так, что все поймут, что это именно кот.
Последую Вашему совету)
У меня очень похожая история. Рисовать обожаю с детства и свою нереализованную мечту переношу на сына, а он совсем не рисует:( и в два — три года не рисовал, ну не нравится ему и все тут. Пальчиковые краски вобще трогать отказался. Не настаиваю, помню как моя мама меня на музыку заставляла ходить, а потом выяснилось, что мама мечтала стать певицей, да слуха нет:-)
Анна, хочу спросить вашего совета.
Я работаю няней с девочкой трех лет, у нее я уже четвертая няня
Рисовать она как будто не любит, а точнее думает, что у нее не получается. Совсем недавно услышала от нее фразу «я не умею рисовать». Ее рисунки ей не нравятся, она всегда просит «покажи как» — то есть требует образец, затем понимает что так же сделать не может и сдается. Пытались играть в «каляки маляки», просила нарисовать ее чувства, и рисовала свои параллельно, но она так же просит образец, повторяет.
Подозреваю, что это наследие от прошлой няни, как я поняла, они много рисовали и лепили. В целом страх ошибки заметно проявляется — отвечает «не знаю» даже на те вопросы, на которые знает ответ
Подскажите, как повлиять на ситуацию
Екатерина, а попробуйте пока не рисовать, а просто красить. Просто закрашивать лист бумаги и наслаждаться цветом. Смешивать разные цвета. Наносить на лист бумаги краску, а потом поворачивать лист, чтобы краска куда-нибудь бесконтрольно ползла и удивляться, как причудливо и красиво получилось.
На вопрос «когда?»:
На первомайских демонстрациях почему-то всегда на улицу выставлялись прилавки по продаже всяких лакомств (сейчас так делают в день выборов почему-то, а может, и ещё в какие-то госпраздники). Так вот однажды мы с мамой тоже встали в очередь за конфетами. И то ли мне казалось вечностью время, проведённое в этой советской очереди, то ли был такой прекрасный день и всё мне нравилось, но я до сих пор помню и место, и себя в нём, и маму.
Ходила я в изостудию, и там решила нарисовать очередь за конфетами. Никому не говорила название картины, пока рисовала. Педагог всё спрашивал, что же это; устраивал конкурс среди других учеников на отгадывание, за чем очередь. А на выставке работ (в конце-концов, я, конечно, озвучила название, для выставки) все как-то смеялись над моим рисунком, а скорее над выбранным сюжетом. Вот и всё. Думаю, если покапаться, то у всех, кто говорит «я не умею», примерно такие истории.
Часто получается, что именно мы, родители, закладываем ребенку понимание «у меня не получится», в которое он вкладывает именно «у меня не получится так как у другого… и т.д» Важно всегда говорить, что у него получилось лучше именно потому, что очень не похоже на то, что у других! Тогда, возможно, и Малевич из него вырастет).
И ведь в любом навыке и умении наблюдается такая же картина! Спасибо, что делитесь такими полезными статьями.
Самое главное — никогда не говорить ребёнку, что у него что-то «не получается». Можно помочь, сказав, что будет ещё лучше.
Ведь на первых порах важно «не отбить» желание рисовать, творить. А постепенно всё придёт!
Я знала всю жизнь (мне так говорили практически с детства), что не умею я рисовать. А теперь я понимаю, что это смотря еще с какой стороны посмотреть, если брать во внимание картины Малевича)))))