Мы все умеем рисовать

Я не встречала ни одного ребенка 2-3 лет, который бы считал, что не умеет рисовать. Умеет. Только дайте ему краски. Почему же многие взрослые считают, что «не умеют рисовать» или «плохо рисуют»? Когда и в каком возрасте происходит эта переоценка своих возможностей?  Детский сад? Школа?
Для меня фраза —  «я не умею рисовать» — звучит так: «Я не умею рисовать так, как ожидают другие» (Хотя другие, может, и не строят никаких ожиданий) Или так: «Я боюсь оценочных суждений других».


— Почему ты решил, что не умеешь рисовать?

— Я не умею рисовать так, чтобы было похоже

Так и не надо «похоже». Для «похоже» есть фотоаппарат. «Я не умею рисовать, потому что не передаю объем, правильные тени, оттенки, движение» — в этом мне слышится обусловленность. Попытки самому придумать себе рамки  и вздохнуть, что, мол, в рамки не вписываюсь. Это ведь не только про умение рисовать.  Как мы проявляем себя и как чувствуем себя в творчестве, очень похоже на то, как мы проявляем и чувствуем себя в жизни.

mal1

Посмотрите на картины Малевича или Пикассо. Где там «чтобы было похоже»?  

Pablo-Picasso-Jeane-fille-endormie

Если этого примера вам покажется мало, рассмотрите другие работы, набирая в поиске жанры: абстракционизм, примитивизм, пуантилизм, кубизм, лучизм, супрематизм, авангардизм. И еще «галерея наивного искусства» или «галерея символического искусства». Работы очень разные и очень смелые. И далеко не везде есть объем и правильные тени. Художники не думают, правильно они рисуют или не правильно,  похоже или не похоже. Они творят, как хочется.

Philip_Absolon

Рисуйте смелее. То есть, живите смелее. Мы все умеем рисовать. Просто каждый рисует в своей манере. Найти свою манеру и признать за собой право рисовать именно так — это как найти себя, жить так, как самому нравится, а не «чтобы было похоже»

Тогда где же грань между трезвой оценкой своих способностей и низкой самооценкой? Есть объективный факт и есть субъективное восприятие. «Я умный» — субъективное восприятие себя. Есть статус «кандидат наук» — объективный факт. «Я не кандидат наук» — трезвая оценка себя с опорой на объективный факт, которая не мешает продолжать считать себя умным. «Я буду считать себя умным только тогда, когда стану кандидатом наук, а пока что я дурак и бездарь» — обусловленное восприятие себя, низкая самооценка.

Еще пример. Есть кем-то придуманные стандарты красоты: рост от 180см, 90-60-90. Но это не мешает многим девушкам с невысоким ростом, маленькой грудью, толстой попой считать себя красавицами. А есть другие, не менее симпатичные, но с обусловленным восприятием себя: «Я буду красивой, только когда похудею»  или «Я красивая только когда на высоких каблуках»

Есть объективный факт: я не умею танцевать фламенко или ча-ча-ча. Но это ничуть не мешает моей личной уверенности, что я умею танцевать. Умею, люблю и танцую в свое удовольствие так, как просит моя душа и мое тело.

Я не умею рисовать так, как Шишкин, как Айвазовский или Верещагин. Но моего умения достаточно, чтобы передать в рисунке то, что я чувствую. А вы умеете жить рисовать жить?

i3


P.S. Приходите ко мне на тренинг по арт-терапии в Москве 19-20 ноября. Будем учиться рисовать и жить.

Комментарии

  • Да-да! А я вот НЕ УМЕЮ РИСОВАТЬ! когда это стало для меня истиной, не помню… но в этом учебном году я на примере взаимоотношений моей дочери и моего отца (её дедушки) увидела, как его требование рисовать так, «чтобы было похоже» убило в дочке все желание рисовать! в начале учебного года она «малевала» размашистые картины и по три штуки за урок. К концу года — могла ничего не нарисовать, а просто пробаловаться, чем снова вызывала негодование деда))) Дед получился каким-то тираном, хотя на самом деле обожает внучку и желает её добра: красиво рисовать и быть послушной.
    Недавно заметила, что мне нравится помогать доче рисовать, порой и для себя листочек бумаги беру )))

  • В дошкольном возрасте я очень хорошо рисовала и все восхищались моими рисунками. Но со временем я становилась все более неуверенной в себе и рисовала все хуже. Сейчас уже взрослая тетка. Очень хочется рисовать, но не разрешаю себе, так как считаю что получается плохо! Накупила кучу красок и кистей, но не могу взять их в руки… И такая неуверенность во всем…

  • Ирина, главное начать!Вот здесь, в моем паблике, я сделала подборку работ профессиональных художников: http://vk.com/lenivaya_mama?z=album-43719257_198640866. Попробуйте для начала скопировать какую-нибудь из работ. Появится уверенность. А дальше уже можно творить, как душе угодно. Приходите на тренинг по арт-терапии — это мощный стимул, чтобы начать рисовать.

  • Моя нереализованная мечта – художественная школа. В детстве я очень любила рисовать, делала это с удовольствием: до сих пор на стенах в деревянных рамах висят мои «щедевры». Однако по объективным причинам не было возможности заниматься живописью «профессионально», поэтому вскоре я забросила и кисть и мольберт в дальний пыльный угол. Сейчас я мама, моему сынишке 1 год и 10 месяцев, он не проявляет ни малейшего интереса ни к краскам, ни к кисточкам, ни мелкам, ни карандашам. А мне так хочется рисовать с ним вместе….

  • Я не умею рисовать…С одной стороны, я конечно согласна, что рисовать можно по-разному, но с другой стороны, как по мне, все равно должна быть какая-то реалистичность, ну то есть пусть кот не будет похож на настоящего кота, пусть это не реализм, но кот должен хотя бы отдаленно напоминать кота, хотя бы очертаниями, хоть как-то. А я не уверена, что могу это отобразить. Мне кажется, во многом умение рисовать очень связано с природной наблюдательностью: кто-то видит и может потом отобразить, что увидел, а кто-то (вроде меня) не может потом представить, что увидел)))

  • София, а вы рисуйте. Просто так, для себя. Может быть и у ребенка, глядя на вас, интерес проснется. Я недавно по настроению села рисовать. Пейзажик. Вид с моего балкона. Не прошло и пяти минут, как младший сын устроился рядом со своим альбомом и стал таскать у меня мелки пастели. Правда рисовал он не соседние дома и деревья, а роботов)

  • А я вот уверена, что у вас получится нарисовать кота так, что все поймут, что это именно кот.

  • Последую Вашему совету)

  • У меня очень похожая история. Рисовать обожаю с детства и свою нереализованную мечту переношу на сына, а он совсем не рисует:( и в два — три года не рисовал, ну не нравится ему и все тут. Пальчиковые краски вобще трогать отказался. Не настаиваю, помню как моя мама меня на музыку заставляла ходить, а потом выяснилось, что мама мечтала стать певицей, да слуха нет:-)

  • Анна, хочу спросить вашего совета.
    Я работаю няней с девочкой трех лет, у нее я уже четвертая няня
    Рисовать она как будто не любит, а точнее думает, что у нее не получается. Совсем недавно услышала от нее фразу «я не умею рисовать». Ее рисунки ей не нравятся, она всегда просит «покажи как» — то есть требует образец, затем понимает что так же сделать не может и сдается. Пытались играть в «каляки маляки», просила нарисовать ее чувства, и рисовала свои параллельно, но она так же просит образец, повторяет.
    Подозреваю, что это наследие от прошлой няни, как я поняла, они много рисовали и лепили. В целом страх ошибки заметно проявляется — отвечает «не знаю» даже на те вопросы, на которые знает ответ
    Подскажите, как повлиять на ситуацию

  • Екатерина, а попробуйте пока не рисовать, а просто красить. Просто закрашивать лист бумаги и наслаждаться цветом. Смешивать разные цвета. Наносить на лист бумаги краску, а потом поворачивать лист, чтобы краска куда-нибудь бесконтрольно ползла и удивляться, как причудливо и красиво получилось.

  • На вопрос «когда?»:
    На первомайских демонстрациях почему-то всегда на улицу выставлялись прилавки по продаже всяких лакомств (сейчас так делают в день выборов почему-то, а может, и ещё в какие-то госпраздники). Так вот однажды мы с мамой тоже встали в очередь за конфетами. И то ли мне казалось вечностью время, проведённое в этой советской очереди, то ли был такой прекрасный день и всё мне нравилось, но я до сих пор помню и место, и себя в нём, и маму.
    Ходила я в изостудию, и там решила нарисовать очередь за конфетами. Никому не говорила название картины, пока рисовала. Педагог всё спрашивал, что же это; устраивал конкурс среди других учеников на отгадывание, за чем очередь. А на выставке работ (в конце-концов, я, конечно, озвучила название, для выставки) все как-то смеялись над моим рисунком, а скорее над выбранным сюжетом. Вот и всё. Думаю, если покапаться, то у всех, кто говорит «я не умею», примерно такие истории.

  • Часто получается, что именно мы, родители, закладываем ребенку понимание «у меня не получится», в которое он вкладывает именно «у меня не получится так как у другого… и т.д» Важно всегда говорить, что у него получилось лучше именно потому, что очень не похоже на то, что у других! Тогда, возможно, и Малевич из него вырастет).
    И ведь в любом навыке и умении наблюдается такая же картина! Спасибо, что делитесь такими полезными статьями.

  • Самое главное — никогда не говорить ребёнку, что у него что-то «не получается». Можно помочь, сказав, что будет ещё лучше.
    Ведь на первых порах важно «не отбить» желание рисовать, творить. А постепенно всё придёт!

  • Я знала всю жизнь (мне так говорили практически с детства), что не умею я рисовать. А теперь я понимаю, что это смотря еще с какой стороны посмотреть, если брать во внимание картины Малевича)))))

Вверх