Рубрика «Нравственность.Семейные ценности.»

До скольки лет можно спать вместе с ребёнком?

Это зависит не от возраста, а от ответа на вопрос: «Зачем?», отсылающему к потребности. Если это потребность во сне, которую иначе не удовлетворить, то ок. Если же потребность в чём-то другом, но удовлетворяется через совместный сон, то это не ок, а повод задуматься, как удовлетворить потребность более естественным способом. Поясню примерами.

В квартире ремонт, но за неимением возможности куда-то съехать на этот период, семья ютится в маленькой комнатке. Спят на большом разложенном диване вчетвером, потому что спать больше негде. Родители и дети. Им удобнее спать отдельно. Но пока, до окончания ремонта, потребность во сне удовлетворяется таким образом.

В отеле маме и её 14летнему сыну достался номер с двуспальной кроватью. Женщина пошла убеждать администратора, что это ошибка, она бронировала номер с двумя односпальными кроватями. «Так это и есть две односпальные, — успокоили её – просто они рядом сдвинуты» «Так это ж фактически одна двуспальная!» — возмущается женщина отсутствию логики. «Их даже не раздвинуть! Они изголовьем к стене прикреплены!» Администратор разводит руками: «Других свободных номеров нет. Можем поставить раскладушку» Но если поставить раскладушку, в комнате невозможно будет пройти к столу или выйти на лоджию. Женщина решает не портить себе отпуск дальнейшими разборками. В конце концов, какая разница, 1см между кроватями или 1м, они в любом случае спят каждый на своей кровати, под персональным одеялом.

Семья любит палаточный отдых. Выезжает в лес на озеро на неделю. Родители и двое детей-подростков гуляют, рыбачат, купаются. Спят в палатке на надувном матрасе все вместе.

Ребёнку 3х лет сделали кровать-чердак. Стильная, красивая, удобная (так предполагалось). Но мама боится, что сонный ребёнок ночью будет слезать на горшок и свалится. На момент утверждения дизайнерского проекта этих тревог не возникало. Тут и бабушка масла в огонь подлила: «Что ж вы маленького ребёнка под потолок?» Ремонт завершён, переделывать что-либо не хочется. Решили переселить ребёнка в свою кровать через год, а пока пусть поспит с родителями. Это уже не совсем про сон, больше про тревогу.

А теперь примеры потребностей, которые совсем не про сон.

Ребёнок 4 лет не хочет спать отдельно от родителей, потому что через совместный сон конкурирует с папой за маму, оттесняя соперника от мамы своим телом. Повод навести порядок в семейной системе.

Ребёнок 5 лет не может заснуть отдельно, потому что его мучают кошмары. Это повод разбираться с причинами страхов, с отсутствием чувства безопасности. Обратить внимание на состояние нервной системы. Там что-то не ок. И это не только сна касается, даже если в явном виде проявляется только в ситуации сна.

Ребёнок 6 лет не хочет спать отдельно от родителей, потому что недополучил их внимания в течение дня. Родители постоянно были чем-то заняты и их присутствия в своей жизни ребёнок не ощутил. Поэтому стремится удовлетворить потребность в контакте хотя бы ночью. Имеет смысл пересмотреть свой день и внести изменения, чтобы потребность в контакте удовлетворялась днём. А сон был просто сном.

Потребность в совместном сне может исходить от мамы. При отсутствии мужа или при эмоциональном холоде в отношениях с ним, женщина неосознанно решает заполнять пустоту ребёнком. Хочет обнимать его всю ночь, хочет тёплых тактильных ощущений, сбегая от одиночества. Не надо так. Для этой цели лучше любовника заведите. Или кота. А ребёнок пусть спит отдельно.

Как обычно, у меня нет простого ответа, есть призыв думать над своей жизненной ситуацией и искать ответы на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Какая потребность стоит за этим?»

Ябедничать можно

Времена изменились, можно уже и пересмотреть старые правила. Я считаю, что правило «нельзя ябедничать» морально устарело. Детей можно и нужно учить: «Ты всегда и всё можешь мне рассказать»

«Нельзя ябедничать» — это когда ребёнок не может поделиться своей проблемой со взрослым

«Нельзя ябедничать» – это когда взрослые не хотят разбираться в детских переживаниях.

«Нельзя ябедничать» — это когда дети считают, что любое вмешательство взрослых заканчивается наказанием

«Нельзя ябедничать» — это отголосок тех времен, когда воспитание было тотально авторитарным, и за любой поступок, даже сделанный по незнанию, наказывали всех участников.

«Нельзя ябедничать» — это когда ребёнок не верит в защиту взрослого, считая, что сделает этим себе и другим только хуже.

Многих неприятностей можно было бы избежать, если бы дети имели привычку всё рассказывать родителям.

«Ябеда» приносит взрослому проблему, тревогу, удивление, нравственный конфликт — какие-то значимые для него переживания.

«Ябеда» ищет безопасность, ясность, контейнирование эмоций.

Взрослый может дать защиту, объяснение, решение конфликта. А может наказать, запретить, усилить конфликт и спровоцировать ненависть.

Как-то в детстве мы играли в куклы во дворе. Строили дом возле дерева из найденных досок и коробок. Пришли мальчишки и стали нам мешать играть. Домик сломали, коробку-кровать перевернули, куклу на дерево подвесили. Большой черноволосый мальчик стянул с моей куклы шапку и кривлялся, натягивая её себе на макушку. «Отдай! Порвёшь!» — кричали на него старшие девочки и пытались забрать. Но он ловко перекинул через них шапку своему приятелю, а тот перекинул третьему. Завязалась обидная игра в «собачку». Я была в компании самая маленькая. Мне было четыре года. Если бы я заревела, мальчишки бы оставили нас в покое. Но я замерла – это моя обычная реакция на стресс. Из ступора меня вывел громкий крик девочки: «Маамааа!» Еë мама вышла во двор развешивать бельё.

Мама поставила тазик и направилась в нашу сторону. Другая девочка, обращаясь к мальчишкам, потрясла худеньким кулачком: «Сейчас её мама вам покажет!» Я тоже ожидала, что женщина будет громко ругаться, как это делали воспитатели в садике.

Но ругаться она не стала. Спокойно, даже по-доброму, спросила: «Мальчики, вам скучно? Вы хотите вместе с девочками в куклы поиграть, а они вас не берут?» Мальчишки засмущались. «Может вам мяч дать? Или хотите, вам тоже кукол вынесу?» Мальчишки молчали. «Я только беспокоюсь, что другие мальчишки над вами смеяться будут, если вас с куклами увидят»

«Не надо нам кукол» — сказал заводила. Они ушли и больше нашей игре не мешали.

Если бы вышла другая мама, которая ругалась, стыдила, а потом рассказала бы о случившемся их родителям, то получив вицей по ягодицам, мальчишки бы ещё долго припоминали «ябедам» нанесëнную обиду.

Проблема не в том, что дети ябедничают, а в том, что взрослые потом наказывают. Хотя наказание — далеко не единственный метод воспитания.

Мальчикам – куклы. Девочкам – машинки

Надо ли нервничать, если ребёнок тянется к «не тем» игрушкам? Например, девочка играет машинками, а мальчик куклами?

Дети воспроизводят в играх то, что они видят вокруг себя. Подражают взрослым. Подражают другим детям.

Если мамы водят автомобили, почему девочки не могут играть машинками? И перевозить песок в кузове грузовичка тоже может быть интересно. В чём принципиальная разница: насыпать песок в ведёрко или в кузов?

Молоточком гвоздики заколачивать тоже может быть интересно и развивающе. Координацию движений развивает. Я не призываю вручать девочкам молоток. Но если девочке интересно попробовать, то запрещать, пожалуй, не стоит.

Если папы гуляют с колясками, почему бы мальчику не покатать куклу в игрушечной коляске? Особенно, если это делает старшая сестра, за которой хочется повторять. А ещё интересно искупать пупса и накормить его кашей. Папы ведь купают детей? Мальчик играет в папу и с этим всё нормально.

Мальчик может взять игрушечный стетоскоп, шприц и полечить куклу, играя в доктора. Или играть в повара, знакомясь с миром профессий. Игровой набор «посуда» — он не только для девочек. Если мужчина возьмёт в руки сковородку он перестанет быть мужчиной?

Какая-то там неделя изоляции

Все игрушки и настолки уже надоели. Чем развлечь ребёнка?

Возраст 3-6 лет — благодатный период для творчества. Игра рождается буквально из мусора. Из лоскутов и ниток накрутили куколок. Из пустых коробок соорудили для них дом и мебель. Из пластилина налепили посуду. Это промышленные игрушки в большинстве своём имеют ограниченный функционал, а применение пластилина, скотча, палок, шишек, коробок – безгранично.

Старый одинокий носок может превратиться в перчаточную куклу, если нарисовать или пришить глазки-пуговицы. Раз носок, два носок – и вот уже готов кукольный театр. Потом можно сделать теневой театр, нарисовав силуэты персонажей на картоне, вырезав их и приклеив на деревянные шпажки. Для показа теневого театра понадобится светлый экран (подойдет натянутая однотонная простынь или скатерть) и настольная лампа. Сюжет сказки может рождаться непосредственно в процессе показа. Даже если ребёнок ещё плохо говорит, сыграть спектакль он сможет. Самое главное, чтобы были аплодисменты благодарных зрителей. Зрителями могут быть куклы и мягкие игрушки. А аплодисменты — воображаемые.

И ничего я сейчас не придумала. Просто вспомнила своё детство. Мы умели делать игру из ничего. Мы можем этому научить наших детей.

Ребёнок врёт

«А давай не будем папе говорить, что я тебе игрушку купила, а то папа сердиться будет. Скажем, что бабушка подарила»

«Не хочу сейчас с бабушкой разговаривать. Ответь на звонок, пожалуйста. Скажи, что мама в ванной»

«Ой, проспали. Скорей-скорей, собирайся! Ваши уже на прогулку выходят! Воспитателю скажем, что с утра в поликлинику ходили»

«Девочки, спасибо, что пришли в гости. Только Ленке не говорите, что встречались. А то она обидится, что её не позвали… Зайчик, иди, скажи тётям: «До свидания!»

«Съешь, внучек шоколадку. Мама не разрешает? Так мы ей не скажем»

«Я тебе куплю картошку фри. Только маме не говори, что мы в Макдональдс заезжали»

А через пару лет на приёме у детского психолога: «У нас проблема. Ребёнок постоянно врёт»

Понятно, что это не единственная причина, по которой ребёнок врёт. Но хотя бы фактор личного примера исключите.

Врут обычно тому, кому правду говорить не хочется. Почему не хочется? Причины разные.

1. Потому что последует наказание. Чего-то лишат. Куда-то не отпустят. Хочется сохранить планы, бонусы, привилегии.

2. Потому что это единственная возможность удовлетворить потребность. (Например, единственная возможность иметь карманные деньги – сказать, что потерял сдачу).

3. Потому что близкие, узнав правду, очень расстроятся. Хочется поберечь их нервы.

4. Потому что последуют нудные нотации, критика, осуждение. Хочется избежать неприятного разговора.

5. Потому что хочется сохранить хорошее мнение о себе. Произошедшее событие заливает ребёнка жгучим стыдом, и этот стыд будет в разы сильнее, если ещё кто-то узнает.

Поэтому, если ребёнок врёт, то можно задаться вопросом: «А что я, как родитель, не так делаю? Почему ребёнок мне не доверяет? Достаточно ли я устойчив в глазах ребёнка или он считает необходимым оберегать меня от негативных эмоций? Достаточно ли я безопасен? Не слишком ли строг? Видит ли ребёнок во мне поддержку?»

Особенно сложно с первой причиной. Порой приходится прибегать к ограничениям. Порой наказание кажется единственным эффективным методом воспитания. Но! Если вы замечаете, что наказание или ограничение провоцирует виртуозное враньё, то это повод задуматься и расставить приоритеты. Важнее сохранить иллюзию родительской власти или доверительные отношения с ребёнком?

Это не относится к ситуациям, когда ребёнок фантазирует, чтобы приукрасить действительность.

Есть ещё один тип вранья, безобидный. Даже язык не поворачивается враньём назвать. Больше подходит «привирает» или «преувеличивает».

Характерен и для детей, и для взрослых.

Для «звёзд», нарциссов – из потребности привлечь внимания к себе.

Для натур творческих, эмоциональных, драматичных — из желания приукрасить действительность, добавить красок, комедии или трагедии. Чтобы в жизни – как в сериале или романе. Им так жить интереснее.

«Всю неделю провалялись с температурой под 40! Все пластом лежали! Даже кошка грипповала!» По факту не все, а три человека из четырех. И не неделю, а три дня. И не 40, а 38.1. А кошку просто один раз вырвало.

«Контрольная такая сложная была! У всех двойки! Почти» На самом деле двоек меньше половины класса.

«Меня сегодня Дима с разбега толкнул, я летела от скамейки до качелей» Дима бежал мимо, случайно зацепил. Девочка из желания «дать сдачи» побежала за Димой, поскользнулась, упала.

«Такое кино смешное было! Папа ржал не переставая на весь зал. Даже менеджер кинотеатра пришла спросить, всё ли с ним в порядке или скорую вызвать» Ну и что, что не было менеджера. А если бы был, как бы было интересно.

Если ваш ребёнок склонен к такому «приукрашиванию» действительности, необязательно каждый раз выводить его «на чистую воду». Если сказанное затрагивает других людей, можно перепроверить информацию, выслушав их версию, прежде чем предпринимать какие-либо действия.

Игрушечное изобилие

У Девочки из 70-х было 8 кукол. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Детям вообще свойственно одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать. У каждой куклы был свой характер. Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Зины оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Кукла – инвалид. Так бывает. Это не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.

У девочки из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати кукол. Она не помнит всех имен. Она забывает про существование некоторых. Потом случайно находит в куче других игрушек: «О! Так у меня ещё и такая есть!»

Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя, новую куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону потребления.

Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.

Недостатки изобилия игрушек:

  • Отсутствие бережливости и аккуратности.
    Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.
  • Отсутствие привязанности.
    Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую игрушку» — психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.
  • Сложно приучать к порядку.
    Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать. Физически тяжело.
  • Сложно обрадовать ребенка. Меньше поводов радости.
    Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее – на её отсутствие.
  • Отсутствие ценности.
    Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился расставлять приоритеты, планировать покупку.
  • Отсутствие пространства для развития фантазии.
    «Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные средства. Всё может быть всем. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры нет. «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо купить.Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии… Нет. Не надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
  • Появление новых проблем и дополнительных трат.
    Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить. Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом докупить квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить некуда. А потом нужно тратить дополнительные силы на уборку дополнительных метров жилья от игрушек. Или купить услугу по наведению порядка. Можно, конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?

Семейный лагерь на Урале

Семейный лагерь — это возможность совместить отдых для себя и отдых для детей. Дети играют друг с другом, и родители могут выдохнуть и спокойно пообщаться со взрослыми. А могут вслед за детьми нырнуть в мир детства за ценным ресурсом «дуракаваляния» Специфика лагеря в том, что программа не строится вокруг малышей. Есть разнообразные общелагерные интересные действа, в которые каждый включается по мере своего желания и возраста. Поэтому в каждой смене есть и те, кому меньше года, и дошколята, и подростки.
Цель лагеря — чтобы родители отдохнули и напитались ресурсами. У счастливых родителей — счастливые дети. Отдых с детьми некоторые воспринимают как «отдых для детей». Взрослые участники наших смен подтверждают, что отдых с детьми возможен.
Лагерь превратится в площадку для объединяющих игр и творчества, для спорта, для веселья, для новых открытий и новых друзей.
Ведущие будут задавать общий ритм лагеря, помогать раскрыться вашим новым или забытым талантам, ободрять, помогать и поддерживать ваши начинания.

Этим летом будет две смены. Вы можете выбрать одну или поехать на обе:

1 СМЕНА
25 июня — 2 июля

2 СМЕНА
19 — 26 августа

Фото с летней смены 2017-18 г.г.: https://vk.com/album-43719257_247238621
ВЕДУЩИЕ ЛАГЕРЯ:

АННА БЫКОВА
Педагог, семейный и детский психолог, арт-терапевт, преподаватель арт-терапии.
Автор книг серии «Ленивая мама». Ведущая творческих семейных лагерей 2015-19 гг. Мама двух сыновей.
Сайт: annabykova.ru

АНАСТАСИЯ И АЛЕКСАНДР ГЕРАСКИНЫ
Творческие и увлеченные родители.
Ведущие семейных лагерей 2021-2022 гг.

ПРИМЕРНЫЙ РИТМ ДНЯ
8:30 — 8:55 Утренняя игровая зарядка.
9:00 – 9:30 Завтрак
9:40 – 11:20 Подвижные игры на улице
11:30 – 12:30 Творческие мастерские
13:00 – 13:30 Обед
13:30 – 16:00 Тихий час
14:00 – 15:30 Дневные родительские посиделки
В это время для неспящих детей (5+) будет организована игротека с настольными играми
16:00 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:30 Свободное время, прогулки по лесу, игры на улице
17:30 — 19:00 веселые квесты, сюжетные игры, подготовка к вечерним спектаклям
19:00 – 19:30 Ужин
19:30 – 20:20 Вечернее Действо. Интерактивный театр
20:20 – 20:50 Игры у костра. Народные, хороводные
21:00 Отбой для детей
21:50 Вечерние родительские посиделки. Настольные игры для взрослой компании

СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ:

✔ 11 000 рублей для семьи с одним ребенком

✔ 14 000 рублей – с двумя детьми

✔ 16 000 рублей – с тремя и более детьми

✔ 10 000 рублей – семья без детей и семья с единственным ребенком до 3х лет

Если в семье есть младший ребенок до 3-х лет, он участвует в программе бесплатно.

РАЗМЕЩЕНИЕ И СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ:

🔶 МЕСТО проведения: База отдыха «Светлая» https://baza-svetlaya.ru/

Стоимость питания:

  • детская порция (дети до 10 лет)  — 500 рублей;
  • взрослая порция — 850 рублей.
    Питание 4-х разовое.

Стоимость проживания в зависимости от категории номера:

  • на семью из 2-х человек (мама и ребенок) от 12 600 руб. до 14 000 руб.
  • на семью из 3-х человек (мама, папа и ребенок) от 14 00 руб. до 16 100 руб.
  • на семью из 4-х человек (мама, папа и двое детей, старше 3-х лет) от 14 000 руб. до 16 100 руб.

ТРАНСФЕР до базы оплачивается отдельно.

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ

— авансовый платеж, в размере 100% суммы стоимости программы – в течение 3-х календарных дней после подачи Заявки;
— в день заезда окончательный расчет с администратором базы — 100% от стоимости проживания и питания.

ТРАНСФЕР от Екатеринбурга до базы, при необходимости, оплачивается отдельно.

Условия возврата, если семья не может поехать в лагерь:
— до 1 апреля стоимость программы возвращаем с вычетом 6%;
— после 1 апреля — возврат стоимости программы с вычетом 30%;
— после 1 июня — возврат стоимости программы с вычетом 50%.
В случае, если семья самостоятельно находит себе замену, стоимость программы может быть возвращена полностью перезачётом.

Отправляя заявку вы подтверждаете ознакомление с договором публичной оферты: договор публичной оферты

Заполните заявку и мы с Вами свяжемся: ЗАЯВКА

1 2 3 4 5 6
Вверх