Творчество в жизни ребенка

Творчество в жизни ребенка

В творчестве ребенка главное не результат, а процесс.

Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа. Начав с зеленой запятой, которая станет дракончиком. А дракончик потом вырастет большим и однажды встретит противника — злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут у волшебных драконов… И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп… И если в этот момент взрослый начнет ругаться, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов…

Результатом Сашкиной лепки часто бывает грязно-серый комочек пластилина… Зато в процессе вылепленный персонаж меняет свой облик и позы десяток раз, путешествует по всей квартире, знакомится с игрушками, попадает в разные переделки, в том числе, в прямом смысле этого слова: теряет и вновь обретает конечности. А потом сказочный герой устает от приключений и сворачивается в грязно-серый комочек…

Не спрашивайте маленького ребенка, что он нарисовал. Он, может, вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет. Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не заморачиваются над композицией и сюжетом. Спонтанное, аутентичное рисование. Цвет — какой приглянулся. Линия — куда рука повела. Они не просто рисуют изображение — они проживают процесс, гармонизируют свое внутреннее состояние. Например, мальчик Рома в период адаптации к садику каждое утро молча закрашивал несколько листов черной гуашью. И только после этого в его рисунках появлялись другие цвета, на лице — живые эмоции, а в поведении – желание общаться.  Эту способность к самокоррекции можно нарушить, если ребенка каждый раз спрашивать: « И что же ты нарисовал?»  Ребенок задумается… Ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то. И будет рисовать стандартные домики с крышей-треугольником (и где только современные дети видят такие крыши?), елочки из трех треугольников, солнышки с лучами – все как у всех на рисунках — и ничего общего с творчеством и самовыражением. Не спрашивайте у малыша, что он нарисовал. Он сам расскажет, когда на рисунке будет конкретный образ. Если очень хочется, можете осторожно высказать предположение: «А вот это мне кажется похожим на слона»

Не оценивайте результат. Любуйтесь процессом.

Еще статья о детском творчестве: «Развитие творчества. Главное — не мешать!»

психолог Анна Быкова

Комментарии

  • Aнна,интересный и полезный материал. В общем обосновано, почему не стоит прерывать поток творчества вопросом «что ты нарисовал?». Однако не совсем понятно, почему же тогда допустимо самой высказывать предположение, на что похож рисунок?! Не будет ли это навязыванием? Если с целью научить видеть образы,тогда почему, не предоставить это право ребёнку?

  • Ольга, если очень похоже и очень хочется высказать, то почему бы и нет? А будет это навязыванием или аккуратным предположением — зависит от интонации конкретной фразы и общего стиля общения мамы с ребенком.

  • У моей дочки (2г) одно время был любимый фиолетовый цвет, картины только фиолетовым… я сначала не возражала, потом ненавязчиво стала предлагать использовать и другие цвета! Иногда она соглашалась «угодить маме», иногда продолжала самозабвенно выводить линии и закорючки фиолетовым! Но теперь фиолетовый цвет пропал…и мы стали рисовать черным! При чем даже если я краски (акварелью мы рисуем)поверну другим краем, и черный будет дальше всех, то она все равно тянется именно за ним! Рисует и кисточкой и пальцами и двумя кисточками! Ей нравится процесс, но я никак не могу понять — почему черный? Бывает она рисует и другими красками сама, бывает только по моей просьбе… И, кстати, у нее получаются иногда очень интересные картины. При этом она знает, когда картина закончена и она несет ее на стол со словами «сушить положим» и принимается за следующую… Может это просто процесс познания разных цветов?

  • Я работаю в Студии с детьми и вижу как они развиваются , как происходит прогресс в рисовании, отдельная благодарность их родителям, которые приводят детей к нам. Благодарю за статью

Вверх